ДИМИТРИАН - Страница 2

Димитриан убедил арабского правителя вернуть награбленную добычу и освободить пленных. Вскоре после возвращения на Кипр он скончался. От его мощей стало проистекать миро. Исследователям известен единственный список Жития Димитриана в составе рукописи XII в. Обширное предисловие, представляющее собой похвалу святому, содержит много «общих мест». По мнению первых издателей Жития Димитриана, оно было написано местным кипрским автором вскоре после смерти святого (по Анри Грегуару, до 925 г., согласно И. Делеэ, в середине Х в.). Христиан Мефодиевич Лопарёв относит этот памятник к более позднему времени, указывая на то, что автор Жития не знает исторических реалий; например, нападение арабов на остров трактуется как разбойничий набег извне, а не как карательная экспедиция, что соответствовало бы статусу Кипра как совместного владения халифата и Византии (кондоминиум). Х.М. Лопарёв также считает маловероятным путешествие 80-летнего Димитриана в Багдад и то, что он мог разжалобить халифа. Этот исследователь относит данное Житие к числу «подложных» и сомневается в самом факте существования святого. Л. Рюден видит в описываемых автором Жития событиях отражение похода на Кипр арабского военачальника Дамиана Тарсийского (911 г.), предпринятого в ответ на нападение в 910 г. византийского адмирала Имерия на мусульман, живущих на острове Кипр, и на сирийские крепости. По словам арабского писателя Масуди, в течение четырёх месяцев арабы грабили остров и захватывали в плен греческое население. Спустя два года Константинопольский патриарх Николай I Мистик (901–907; 912–925 гг.) направил письмо халифу Мухтадиру, в котором обвинил его в разорении Кипра. Патриарх напоминает, что остров является общим владением греков и арабов, и просит восстановить права киприотов. Хотя в этом письме не упоминается Димитриан и не говорится об освобождении пленных, по мнению Л. Рюдена, Димитриан мог входить в состав посольства, направленного к арабскому правителю патриархом Николаем I Мистиком, и сыграть значительную роль в освобождении пленных. Л. Рюден считает возможным, что Житие Димитриана было написано до заключения мирного договора с арабами, в конце 913 – начале 914 гг. В настоящее время большинство исследователей относят Житие Димитриана к середине Х в. Древнейшее изображение Димитриана, датируемое XI в., находится в алтарной части церкви святителя Николая «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр). Византийские календари не содержат сведений о Димитриане, известно только позднее добавление, сделанное на полях кодекса 1050 г. под 6 ноября: «...Память иже во святых отца нашего Димитриана чудотворца, епископа Кифреи». В рукописи Александрийской патриаршей библиотеки (XIV в.) содержится канон в честь Димитриана, написанный гимнографом Самоной. Димитриан упоминается в списке Хитрских епископов в «Хронике» Леонтия Махераса (первая половина XV в.). По крайней мере, четыре церкви на острове Кипр носят его имя, древнейшая из них построена в Идалионе (на окраине современного Дали) в 1317 г.



 
PR-CY.ru