ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич - Страница 8

Однако особые надежды мыслитель связывал с деятельностью русских в общественно-экономической области. Россия составляет единственное обширное государство, в котором нет «обезземеленной массы»; превосходство русского общественного строя над европейским заключается в крестьянском наделе и общинном землевладении. Это и позволит в будущем установить «не отвлечённую только правомерность в отношениях граждан, но реальную и конкретную». Незначительные по сравнению с греческим и германо-романским культурно-историческими типами успехи русского и других славянских народов в науке и искусстве Н.Я. Данилевский объяснял молодостью этих народов (моложе германских на 400 лет), а также тем, что большая часть их сил до сих пор поглощалась государственной деятельностью. Однако он указывал, что признаки, свидетельствующие о больших возможностях русских в сфере культуры в узком смысле, уже есть. Н.Я. Данилевский предполагал, что славянский культурно-исторический тип впервые в истории представит синтез всех сторон культурной деятельности и будет первым четырёхосновным культурно-историческим типом, в котором особенно оригинальной чертой должно быть впервые найденное удовлетворительное решение общественно-экономических задач. «Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один – небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград достигает в невозмущённой чистоте до Киева и Москвы; другой – земной, человеческий, в свою очередь, дробящийся на два главных русла: культуры и политики, течёт мимо Афин, Александрии, Рима – в страны Европы... На Русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства. На обширных равнинах Славянства должны слиться все эти потоки в один обширный водоём». Большим сочинением последнего этапа творческой деятельности Н.Я. Данилевского стала книга, посвящённая критическому исследованию эволюционного учения Чарльза Дарвина. Мысль об этом учении не покидала Н.Я. Данилевского с тех пор, как он впервые узнал о нём, находясь в 1861 г. в Норвегии во время экспедиции по северным морям; позднее он познакомился «с оригинальными сочинениями самого Дарвина и с главнейшими сделанными против него замечаниями». Вопрос о том, прав Ч. Дарвин или нет, является, по словам Н.Я. Данилевского, вопросом «первостепенной важности для всякого мало-мальски мыслящего человека», «нет другого вопроса, который бы равнялся ему по важности, ни в одной области нашего знания и ни в одной области практической жизни»: это «вопрос о том, быть или не быть в самом полном и в самом широком смысле», поскольку дарвинизм «устраняет последние следы того, что принято теперь называть мистицизмом, устраняется даже мистицизм законов природы, мистицизм разумности мироздания. А если разумность, то, конечно, и сам разум, как Божественный, так и наш, человеческий, устраняется или является одним из частных случаев нелепости, бессмысленности, случайности, которые и остаются истинными, единственными господами мира и природы». Н.Я. Данилевский считал, что ему удалось научно опровергнуть дарвинизм.



 
PR-CY.ru