ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич - Страница 7

Принцип партийного деления привнесён в русское общество извне, в нём самом он возникнуть не мог. Во-вторых, в русском человеке «огромный перевес» принадлежит «общенародному русскому элементу над элементом личным, индивидуальным». Наряду с анализом положительных черт, присущих русскому народу, Н.Я. Данилевский подверг критике отрицательную черту (болезнь) русской жизни – «европейничание», которое заключается в искажении народного быта иностранными формами, в заимствовании иностранных учреждений и в стремлении смотреть на политику сквозь «европейские очки». Изменение форм быта привело к расколу русского народа: «низший слой остался русским, высший сделался европейским – европейским до неотличимости». Этот раскол породил не только унижение народного духа, но и недоверие низшего слоя к высшему. Нигилизм, аристократизм, демократизм и конституционализм Н.Я. Данилевский считал только частными проявлениями «европейничания», общим видом его было признание европейского общественного мнения судьёй России. «Европейничание» содержит в себе симптомы болезни, «которую можно назвать слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества». Значение этой болезни для русской национальной судьбы исключительно велико, ибо она «в целом препятствует осуществлению великих судеб русского народа и может наконец (несмотря на все видимое государственное могущество), иссушив самобытный родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа внутренней зиждительной силы, а следовательно, сделать бесполезным, излишним самое его существование». Средством излечения этой болезни является решение «восточного вопроса», который выражается в борьбе германо-романского и славянского типов как продолжение «древневосточного вопроса, заключавшегося в борьбе римского типа с греческим». По мнению Н.Я. Данилевского, в его время «восточный вопрос» вступил в период, когда должен произойти «отпор Востока Западу», славяно-греческого мира миру германскому; истинное решение «восточного вопроса», элементами которого являются конфликт России с Турцией и неполноправное положение славян в Австрии, возможно лишь в рамках всеславянской федерации с центром в Константинополе (Царьграде). Автор «России и Европы...» считал неизбежным военное столкновение с Европой при решении «восточного вопроса». На знамени борьбы славянских народов с Европой, по его мнению, должно быть начертано: православие, славянство, крестьянский надел. Утверждение, что «всеславянский союз есть единственная твёрдая почва, на которой может расти самобытная славянская культура», является выводом всей книги. Рассматривая задатки только ещё начинающейся культурно-исторической жизни славянского типа, Н.Я. Данилевский сделал попытку его реконструкции под углом зрения четырёх основных разрядов культурной деятельности. В религиозной сфере значение деятельности русских велико, т.к. религия составляла главное содержание жизни древнерусского общества, и в ней же продолжает заключаться преобладающий духовный интерес простых людей. Русские и греки – хранители православия и продолжатели «великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии, – быть народами богоизбранными». В политической области славяне также продемонстрировали успехи. На вопрос о способности русского народа к свободе Н.Я. Данилевский давал положительный ответ: «...Русский народ и русское общество во всех слоях своих способно принять и выдержать всякую дозу свободы».

 



 
PR-CY.ru