ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич - Страница 6

Так, греки развили идею красоты, европейские народы пошли по пути «аналитического изучения природы и создали положительную науку», «высшие религиозные идеи были созданы семитическими племенами». Эти соображения резюмируются в определении прогресса, который «состоит не в том, чтобы все шли в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях». Поскольку Н.Я. Данилевский выделял четыре разряда культурной деятельности: религиозную, собственно культурную, политическую и общественно-экономическую, то культурно-исторические типы в зависимости от тех разрядов, или основ, которые в них более развиты, могут быть одно-, двух-, трёх- и четырёхосновными. Большинство культурно-исторических типов, существовавших в истории человечества, характеризуются как одноосновные. Двухосновным является германо-романский культурно-исторический тип, четырёхосновным – будущий славянский тип. Н.Я. Данилевский дал содержательные характеристики германо-романского и славянского культурно-исторических типов. Основную черту, присущую всем народам германо-романского типа, он усматривал в «насильственности» (нем. Gewaltsamkeit), определённой им как «чрезмерно развитое чувство личности, индивидуальности, по которому человек, им обладающий, ставит свой образ мыслей, свой интерес так высоко, что всякий иной образ мыслей, всякий иной интерес необходимо должен ему уступить, волею или неволею, как неравноправный ему». В политике и общественной жизни «насильственность» проявляется в аристократизме, в угнетении народностей, в стремлении к безграничной свободе, к политической раздробленности. В религии «насильственность» европейских народов проявляется в религиозной нетерпимости или в отрицании всяких авторитетов. Вместе с тем у такого «психического строя» есть и хорошие стороны – «настойчивый образ действий, крепкая защита своих прав и т.д.», но, в основном, «насильственность» – черта негативная. Анализируя особенности «исторического воспитания» европейцев, Н.Я. Данилевский пришёл к выводу, что «индивидуальная свобода составляет принцип европейской цивилизации; не терпя внешнего ограничения, она может только сама себя ограничивать». Из этого возникает принцип «народного верховенства», предполагающий установление демократической конституции государства. Н.Я. Данилевский скептически оценивал возможности демократии: «Хотя демократия, всеобщая подача голосов, означает владычество всех, но в сущности она значит так же точно владычество некоторых, как и аристократия», демократия обусловливает кризисную нестабильность общества, чреватого революцией, военной диктатурой и т.д. Главной особенностью славяно-русского характера, согласно Н.Я. Данилевскому, является «терпимость», «прирождённая гуманность». Отсюда следует ряд выводов. Во-первых, если в странах Западной Европы «каждый интерес представляется партией, и борьба этих партий составляет историческую жизнь как новой Европы, так, кажется... и древних Рима и Греции», то, напротив, «не интерес составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, медленно подготовляющееся в его духовном организме, но всецело обхватывающее его, когда настанет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления».

 



 
PR-CY.ru