ДОСИФЕЙ

ДОСИФЕЙ (начало XVII в. – между 1688 и 1691 гг.) – один из основателей старообрядчества, бывший игумен Беседного во имя святителя Николая монастыря близ Тихвина. Основными местами его деятельности исследователи считают Поморье и юг России. Досифей часто перемещался как между указанными регионами, так и внутри их, чем объясняются разноречивые сведения о нём в ранних источниках. Это дало основание Петру Семёновичу Смирнову говорить о возможности существования в XVII в., по крайней мере, двух старообрядческих деятелей с таким именем. Исследователи предполагают, что в первой половине XVII в. Досифей принял священнический сан и монашеский постриг в пределах Новгородской епархии, возможно, в Николо-Беседном монастыре. В Житии инока Корнилия Выговского, написанном в 1720 гг. иноком Пахомием на основании устных рассказов, автор передал слова Корнилия Выговского о встрече его в Новгороде с Досифеем (с «Досифеем игуменом») в период, когда Новгородскую кафедру занимал митрополит Никон (впоследствии патриарх Московский и всея Руси), т.е. на рубеже 1640 и 1650 гг. Согласно Житию, Досифей, который, как полагают исследователи, имел сан иеромонаха, уже тогда увидел в Никоне реформатора. После Собора 1654 г., одобрившего проведение церковной реформы, Досифей и Корнилий отправились на Дон, где пробыли три года (трёхлетнее пребывание на Дону исследователи относят к 1650 гг., а не к 1671–1674 гг., как иногда указывается в литературе). Согласно Житию Корнилия, после возвращения с Дона Корнилий жил в Кирилловом монастыре, затем в Ниловой пустыни (шесть лет), на реке Водле (три года), после построил келью на Кяткозере, где жил вместе с Епифанием Соловецким, который ушёл отсюда в Москву с челобитной в 1666 или 1667 г. С Дона Досифей приехал в Москву, потом вернулся в Николо-Беседный монастырь, где стал игуменом. Назначение, как полагают исследователи, состоялось в 1657–1658 гг. Основание для такой датировки им даёт «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова, в которой содержится рассказ об иноке Прокопии Нижегородском, который пришёл в Николо-Беседный монастырь «при игумене Досифее во время Никонова патриаршества», т.е. раньше 1658 г. Назначение Досифея состоялось при Новгородском митрополите Макарии (1652–1662 гг.), тайном стороннике старообрядчества. В декабре 1669 г. Досифей без ведома братии уехал из Николо-Беседного монастыря в столицу. Братия Николо-Беседного монастыря писали Новгородскому митрополиту Питириму, что игумен «обманною статьёю от них из монастыря поехал к Москве на монастырских лошадях с монастырским работником без их братцково ведома и склал в сундук монастырския казённыя ризы, и приходные монастырские хлебныя и денежныя книги, и свою келейную рухлядь». Досифей оставил свой сундук в тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, где также придерживались старообрядчества. Не случайно после бегства Досифея Новгородский архиерей повелел следить за тем, чтобы насельницы Введенского монастыря «служили по новоисправленным Служебником», а два монастырских священника и диакон были наказаны. Приехав в начале 1670 г. в столицу, Досифей восстановил связи с московскими старообрядцами и сблизился с окружением боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой.

 



 
PR-CY.ru