ДОСИФЕЙ - Страница 5

Помимо книг, упомянутых в перечнях 1493, 1494 и 1514 гг., в составе Соловецкого собрания сохранились семь рукописей, имеющих экслибрис Досифея, которые, как полагают исследователи, входили в его келейную библиотеку: Апостол, конец XIV в.; библейские книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Есфирь, конец XV в.; «Златая чепь», конец XV в.; Псалтирь, конец XV в.; «Книга Геръман», вторая половина XV в.; Служебник, XV в.; Номоканон в XIV титулах, вторая половина XV в. В рукописях, переписанных для Досифея, есть ряд указаний на происхождение их протографов из пригородных новгородских монастырей. «Застенский игумен» Алексий (Смола) для переписанного им Жития Андрея Юродивого «имал список с Лисьей горки» (из Лисицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря под Новгородом; протограф – пергаменная рукопись конца XIV – начала XV вв. – также сохранилась); диакон Феодор переписал «Ареопагитики» «с островъского Дионисия Ареопагита» (имеется в виду находившийся около Великого Новгорода Николо-Островский мужской монастырь). Книги брались для переписывания и из окружения Новгородского архиепископа Геннадия. В сборнике, содержащем Беседы Космы Пресвитера «на богомилы», отмечено: «Книгу сию взял на список (у) владыкы». В другой книге есть запись: «А писана книга сиа с Герасимова Шестодневника»; по мнению Николая Николаевича Розова, имеется в виду член геннадиевского кружка Герасим Поповка. Очевидно, из окружения Геннадия происходит также оригинал «Апокалипсиса» с толкованиями Андрея Кесарийского, поскольку в этой рукописи помещены глоссы на латыни. Исследователи отмечают близость состава переписанных по заказу Досифея манускриптов к «рекомендательному списку» книг архиепископа Геннадия из его послания 1489 г. Ростовскому архиепископу Иоасафу. Ещё одно географическое указание содержится в приписке к Минее «новым чудотворцам». На внутренней стороне верхней крышки переплёта читалась до реставрации скорописная запись: «Минея новым чудотворцом, монастырская, старая, написана на Вологде в соборниках». Как полагают исследователи, запись скопирована из протографа, который был написан в одном из книжных центров вологодских земель. Досифею принадлежит один из первых в древнерусской книжности экслибрисов. Эволюцию экслибриса Досифея из владельческой или вкладной записи в самостоятельный книжный знак проследили Н.Н. Розов и Ярослав Николаевич Щапов. Изображения Досифея встречаются в лицевых списках Жития преподобных Зосимы и Савватия конца XVI – начала XVII вв. перед «Словом о сътворении Жития...» (например, Российская национальная библиотека; издано: Повесть о Зосиме и Савватии Соловецком. М., 1987 г.). Досифейй изображается диктующим Савве (Спиридону) или отдельно стоящим, со свитком в руке.



 
PR-CY.ru