ДОСИФЕЙ - Страница 2

Для писательской манеры Досифея характерны строгое следование фактам и отсутствие литературных украшений. Он так характеризовал свои труды: «Како слышах, тако писах, не украшая писания словесы». Книжник отмечал, что среди братии имелись как сторонники его стиля («овии любяще писанная мною»), так и те, кто «глумящеся о написанных и в смех сия полагаху». Впоследствии в предисловии к Житию преподобных Зосимы и Савватия, приписываемом Максиму Греку, была дана следующая оценка писательской манере Досифея: «Дософий... ученик преподобнаго Зосимы, написах убо потонку и неухищрено, яко же бо возможно тамо живущим человеком глаголати же и прочитати... Того ради Досифей неухищренно, ниже добрословесием писаше, но яко воспоминаниа ради». «Слово о сътворении Жития...» известно в двух основных редакциях. Исследователи по-разному решают вопрос о том, какую из них можно считать первоначальной (решение данного вопроса связано с текстологией Жития преподобных Зосимы и Савватия, частью которого является «Слово о сътворении Жития...»). Наиболее убедительной представляется точка зрения Василия Осиповича Ключевского, поддержанная и дополнительно аргументированная Руфиной Петровной Дмитриевой. Согласно этой гипотезе, версии Досифея «Слова о сътворении Жития...» и Жития преподобных Зосимы и Савватия содержатся в рукописи Российской государственной библиотеки (Волоколамский сборник), составленной в 1536 г. по повелению Нифонта (Кормилицына) из статей, по преимуществу привезённых из Новгорода и из Москвы. Другие списки «Слова о сътворении Жития...» и Жития в целом (в составе Великих Четьих-Миней, в сборнике Российской государственной библиотеки) являются более поздними переделками текста. Для доказательства принадлежности редакции Жития преподобных Зосимы и Савватия в Волоколамском сборнике перу Досифея исследователи приводят следующие факты: в тексте встречаются уничижительные самохарактеристики Досифея (книжник называет себя «неразумный», «груб сый и невежда»), значительно смягчённые или отсутствующие в других вариантах текста; в редакции Волоколамского сборника содержится дополнительная по отношению к другим вариантам текста информация, доступная, в первую очередь, Досифею, в частности, передаётся содержание беседы Досифея со Спиридоном (Саввой); в Житии преподобных Зосимы и Савватия в Волоколамском списке приведены описания реалий Соловецких островов, указания на расстояния, на временные промежутки, на численность братии в обители в разное время, перечень Соловецких островов, переданных новгородцами во владение монастырю, изложены дополнительные сведения о Германе и о происхождении Зосимы (местом его рождения названо поморское село Шунга, говорится о том, что его родители были новгородцами, и т.д.).

 



 
PR-CY.ru