ДОСИФЕЙ

ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (память во вторую Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 августа – в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих). Многие агиографы причисляли Досифея к настоятелям Киево-Печерского монастыря и относили время его жизни к середине XII или к началу XIII в., считали даже, что в этот период было два настоятеля Киево-Печерского монастыря с таким именем. Однако в исторически обоснованных перечнях киево-печерских архимандритов имя Досифея отсутствует, нет его и среди настоятелей обители, изображения которых были в росписях Успенской церкви. Мощи Досифея в Киево-Печерской лавре не обнаружены. Появление в агиографической и исторической литературе киево-печерского архимандрита с именем Досифей вызвано интерпретацией сведений из «Устава... как иноци дрьжат правило в кельах своих» и «Чина, како подобает пети 12 псалмов особь...», составленных, как полагают исследователи, в начале XV в. архимандритом нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря  Досифеем («Досифеем, архимандритом печерским»), после возвращения с Афона. Автор этих сочинений был причислен к киево-печерским архимандритам на том основании, что в послании Владимирского епископа Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками. Однако соответствующий текст в патерике не содержит сведений о «Чине...» пения, нет в нём указания на Досифея и афонскую практику, которая могла внедряться в русский монастырский обиход неоднократно.

 
PR-CY.ru