Словарь по христианству Д ДОСИФЕЙ, Церетели

ДОСИФЕЙ, Церетели

ДОСИФЕЙ, Церетели –  местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795–1814 гг.), митрополит Кутаисский (1781–1820 гг.), священномученик Грузинской православной церкви (память в Грузинской церкви 6 марта). Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители которого занимали высшие государственные должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна – сардали (военачальник) Верхней Имерети, двоюродный брат Зураб – сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора), двоюродная сестра Дареджан была супругой восточно-грузинского царя Ираклия II (в Кахети – 1744–1762 гг., в Картли-Кахети – 1762–1798 гг.). Занимая Кутаисскую кафедру, Досифей проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных грузинскими азнаурами церковных земель и крестьян: скупал их на личные средства и жертвовал многим церквам и монастырям Западной Грузии, в частности, Джручи в 1779 г., Мгвимеви в 1808 г. и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, Досифей пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест. Вблизи храма Баграта имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 1760 гг. Досифей жил также и во второй резиденции Кутаисских митрополитов – в селе Маглаки (близ Кутаиси). Он был активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногрузинскими деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Западной и Восточной Грузии. После кончины католикоса Западной Грузии Максима II (Абашидзе; 30 мая 1795 г.) имеретинский царь Соломон II назначил Досифея преемником католикоса. Однако его интронизация так и не состоялась. В документах этого периода Досифей подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата». В 1814 г. Абхазский (Западногрузинский) католикосат был упразднён, и церковь Западной Грузии вошла в состав Грузинского Экзархата РПЦ. Предпринятая российскими властями церковная реформа, имевшая целью сократить число епархий, храмов, монастырей и священнослужителей, провести секуляризацию церковного имущества, перевод богослужения на церковнославянский язык, произвести увеличение и замену натуральных податей денежными сборами и др., была воспринята населением Имерети и Гурии крайне болезненно.

 



 
PR-CY.ru