ДОСИФЕЙ, Тутолмин

ДОСИФЕЙ, Тутолмин (ум. около 1530 г.?) – строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мужском монастыре. Из боярского рода землевладельцев в Переславль-Залесском и Белозерском уезде, помещиков в Обонежской пятине Новгородской земли, связанных в конце XV – начале XVI вв. с митрополичьим домом. Родственником Досифея был Игнатий (Тутолмин), в 1470–1480 гг. живший последовательно в Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы и Ферапонтовом Мартиниановом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырях. Сведения о Досифее содержатся во втором варианте Распространённой редакции Жития Варлаама Хутынского, составленном в середине – второй половине XVI в. Рассказы о Досифее (чудеса 18 и 22) помещены среди повествований о чудесах, происшедших в монастыре по молитвам к Варлааму Хутынскому во время управления обителью выходцами из Москвы; все эти повествования имеют антимосковскую направленность. Великий князь Василий III Иванович назначил Досифея в Хутынский монастырь строителем «в место... игумена», как полагают исследователи, между 1524 и 1526 гг. (до 1524 г. монастырём управлял Никифор; назначение Досифея состоялось в отсутствие в Новгороде архиепископа, т.е. раньше 4 марта 1526 г., когда Новгородским архиереем стал Макарий). Досифей был одним из многих духовных лиц, посланных великим князем из Москвы в монастыри Новгородской епархии (прежде Досифея Хутынским монастырём с 1508 г. управляли также клирики, присланные из столицы: Сергий (1508–1516 гг.), Никифор (1517–1524 гг.); Житие Варлаама содержит рассказ о явлении великому князю Василию III во сне Варлаама, попросившего о присылке в несколько новгородских монастырей достойных настоятелей). Как полагают исследователи, к 1531 г. Досифей скончался, поскольку 21 ноября этого года, также по повелению великого князя, в Хутынский монастырь игуменом был поставлен Феодосий, инок Иосифова Волоколамского в четь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, в 1542 г. хиротонисанный во архиепископа Новгородского. Посылая в Великий Новгород Досифея и других клириков, великий князь стремился установить контроль над местной церковной жизнью, что вызывало неприятие новгородцев, отразившееся в ряде произведений, в том числе во втором варианте Распространённой редакции Жития Варлаама Хутынского, вобравшей многие новгородские предания. В чуде 18 «О житници, наченьшей скудети» повествуется о том, что Досифей во время голода в Новгородской земле отказался давать «нищим хлеба милостыня, ни кормити их в трапезе». За это он был наказан тем, что из монастырской житницы хлеб начал исчезать. Раскаявшись, Досифей велел раздать монастырское зерно всем приходившим в обитель за помощью, после чего житница чудесным образом наполнилась. Чудо 22 «О Тарасии, иконописце и казначее» содержит рассказ о наказании Варлаамом иконописца Тарасия, при Досифее исполнявшем обязанности казначея, за расхищение монастырского имущества. По мнению исследователей, повествование новгородского автора о чудесах Варлаама стало не только попыткой обличения Досифея и других москвичей, прибывших в Новгород, но и реакцией на утверждение псковского летописца о недейственности молитв Варлаама: в Псковской летописи сообщалось о постройке в Пскове выходцами из Москвы в 1522 г., во время мора, деревянной церкви во имя Варлаама Хутынского, что, тем не менее, не привело к прекращению эпидемии.

 
PR-CY.ru