Словарь по христианству Д ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН

ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН

ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН (ум. после 1236 г.) – архиепископ Охридский (с 1216/1217 г.), византийский учёный, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства. Место и время рождения Димитрия II Хоматиана исследователями не установлены. По одной из версий, он или его предки происходили из города Хома в области Фригия (Малая Азия), откуда его прозвище (Хоматиан или Хоматин); по другой – он родился в Константинополе, где получил юридическое образование и начал церковную карьеру, достигнув должности апокрисиария автокефальной Охридской архиепископии, а после 1200 г. стал хартофилаксом этой архиепископии. В 1216/1217 г. Димитрий II Хоматиан по рекомендации своего друга митрополита Навпактского Иоанна Апокавка и при поддержке правителя Эпира Феодора Ангела Комнина Дуки был избран на архиепископскую кафедру Охрида. В тот период, после образования Второго Болгарского царства (1186 г.), некоторые епархии Охридской архиепископии были переведены болгарами под юрисдикцию Тырновского архиепископа, греческие архиереи были заменены болгарскими. Когда в 1215 г. войска Феодора Эпирского заняли эти территории, встал вопрос о возвращении изгнанных греческих архиереев. Димитрий II Хоматиан предложил удалить болгарский епископат как незаконно занимающий чужие кафедры, но рукоположённых им священников и диаконов оставить на местах их служения с наложением на них епитимии. В 1219 г. с согласия пребывавшего в Никее патриарха Мануила I Сарантина и его синода Сербская церковь получила автокефального архиепископа, независимого от Охрида. Димитрий II Хоматиан не признал каноничность этого решения и в письме к Савве Сербскому (1220 г.) писал, что самопровозглашённая власть в Никее нелегитимна и не имеет канонического права изменять границы епархий. При поддержке Феодора Ангела Димитрий II Хоматиан проводил политику достижения полной самостоятельности Охридской кафедры, ссылаясь на отсутствие общепризнанного патриарха и императора после захвата Константинополя крестоносцами (1204 г.) и указывая на привилегии существовавшей в VI в. архиепископии Первой Юстинианы. В 1227 г. в Фессалонике, незадолго до этого отвоёванной у латинян, Димитрий II Хоматиан венчал Феодора Эпирского на царство. Никейский император Иоанн III Дука Ватац и патриарх Герман II срочно созвали Собор из сорока архиереев в военном лагере императора в Вифинии, потребовав от Феодора отказаться от ношения императорских инсигний. Однако требования не были выполнены, что послужило поводом к окончательному разрыву политических отношений между Эпиром и Никеей и привело к церковному расколу между Константинопольским патриархатом в Никее и Охридской архиепископией (1227–1233 гг.). Большинство епархий на территории Эпирского царства вышли из подчинения патриарху и перешли под главенство Охридского архиепископа. Лишь после поражения Феодора Ангела от болгарского царя Иоанна Асеня II в битве при Клокотнице (1230 г.) церковное единство стало возможным. При сербском короле Стефане Радославе (1228–1233 гг.) нормализовались отношения Димитрия II Хоматиана с сербским двором.

 



 
PR-CY.ru