ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ – орган епархиального управления в Русской церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Первоначально консисториями (лат. сonsistorium – совместное стояние) назывались тайные советы римских императоров, впервые введённые императором Адрианом (117–138 гг.), члены которых в присутствии императора обязаны были стоять. В Римско-католической церкви консисториями именуются собрания кардиналов под председательством папы. Затем это название стало употребляться также для обозначения диоцезальных совещательных коллегий при правящем епископе Римско-католической церкви, а также приходских советов в некоторых протестантских церквах. В России в начале XVIII в. консисториями стали называть учреждения, помогавшие правящему архиерею в управлении епархией. Первые консистории были учреждены на территории современных епархий: Новгородской и Старорусской – в 1725 г.; Астраханской и Енотаевской – в 1728 г.; Тамбовской и Мичуринской, Нижегородской и Арзамасской, Псковской и Великолукской – в 1730 г.; Владимирской и Суздальской, Тобольской и Тюменской – в 1731 г.; Иркутской и Ангарской – в 1732 г., но до 1744 г. в названии епархиальных учреждений не было единообразия. В епархиях они именовались не только консисториями, но и духовными приказами, дикастериями, канцеляриями, духовными правлениями. Разнообразием отличались и полномочия этих учреждений, и порядок их деятельности. Унификация в епархиальном управлении была введена Указом Святейшего Синода от 9 июля 1744 г., которым определено правительственным местам всех епархий иметь одинаковое наименование – «Духовная консистория». До 1768 г. в состав духовной консистории могли входить лишь монашествующие лица пресвитерского сана – архимандриты, игумены и иеромонахи, затем членами консисторий стали назначаться также лица из белого духовенства. В 1797 г. указом императора Павла I было предписано, чтобы одну половину членов консистории составляли монахи, а другую – священники из белого духовенства. Впоследствии в состав духовной консистории преимущественно входили священники из белого духовенства. В 1803 г. обер-прокурором Святейшего Синода Александром Алексеевичем Яковлевым было предложено ввести в штаты духовной консистории должность прокурора, который бы зависел исключительно от синодального обер-прокурора и не состоял в отличие от консисторских секретарей в подчинении у правящего архиерея. Предлогом для такой инициативы послужили отмеченные А.А. Яковлевым злоупотребления епархиальных архиереев, в частности, монашеские постриги в возрасте ниже установленного законами Российской империи возрастного ценза, использование в резолюциях по епархиальным делам формулы, присущей исключительно монаршей власти, – «быть по сему». Император Александр I резолюцией утвердил предложение А.А. Яковлева, но в связи с подачей Святейшим Синодом доклада, содержавшего контраргументы, основанные на канонических нормах, предусматривающих полноту власти епископа в епархии, исполнение императорской резолюции было отложено и никогда не приводилось в исполнение.

 



 
PR-CY.ru