ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – теологические образовательные школы разного уровня в теистических (христианстве, исламе, иудаизме), а также в других религиях (буддизме, индуизме). В духовных учебных заведениях ведётся профессиональная подготовка священно- и церковнослужителей (служителей религиозных культов), а также специалистов и преподавателей религиозных дисциплин, как теоретических (например, теология, религиозная философия), так и практических, прикладных (например, певческое искусство, иконопись). К высшим духовным учебным заведениям в христианстве и в современном (реформированном) иудаизме обычно причисляются теологические (богословские) академии, университеты (факультеты вузов) и институты, в классическом иудаизме в различные периоды выделялись высшие талмудические школы – иешибот, мидраш-гадоль, бет га-мидраш и др. К средним духовным учебным заведениям относятся духовные семинарии, специализированные гимназии, колледжи, лицеи и школы, в исламе – медресе, в иудаизме – раввинистические училища (на территории России в  в.). Начальными (низшими) духовными учебными заведениями в различное время считались православные духовные училища, католические протосеминарии, мусульманские мектебы, еврейские талмудторы, хедеры, классы частных учителей-раввинов. Духовные учебные заведения появились в древних государствах с выделением общественных групп – жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием которых можно было овладеть только годами ученичества. Первые духовные учебные заведения возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (второе тысячелетие до н.э.) для подготовки жрецов. В середине первого тысячелетия до н.э. в Индии и в рабовладельческих государствах Центральной и Средней Азии появились буддийские монастыри, многие из которых становились учебными заведениями. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности – ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. С возникновением христианства (середина I в.) появились духовные учебные заведения нового типа: в Александрии (Египет) – первая катехизаторская школа (конец II в.), в Иерусалиме, Риме и других городах Римской империи – епископские школы и школы экзегетов (толкователей Священного Писания). Постепенно сложилась система духовных учебных заведений: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пастырско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и грузинской церквей. Духовные учебные заведения католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религиозную и профессиональную направленность. С организацией университетов (XI–XII вв.) в них стали учреждаться богословские факультеты. В начале XV в. такие факультеты имелись в 18 из 46 университетов Западной Европы. Католическая церковь создала сеть теологических университетов – в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский университет (Сорбонна, основан в 1253 г.).

 



 
PR-CY.ru