ДУХОВ ДЕНЬ

ДУХОВ ДЕНЬ – народное название праздника Сошествия Святого Духа, приходящегося в православной традиции на понедельник, следующий за Троицей. Троица и Духов день рассматриваются православной церковью как единый праздник Пятидесятницы. По христианской легенде, на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на его учеников, собравшихся в доме Божьей Матери, сошёл Святой Дух и дал апостолам способность и силу нести учение Христа разным народам. Однако чаще христианский праздник Пятидесятницы называется на Руси Троицей, а Духовым днём именуется совершаемый в день, непосредственно следующий за Троицей, особый праздник в честь Святого Духа, установленный церковью в противовес учению еретиков, отвергавших божество Святого Духа и равночестность его с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Первый день Пятидесятницы церковь посвящает «во славу Пресвятой Троицы», а понедельник – «во славу Святого Духа». Праздник в честь Святого Духа начинается церковным богослужением вечером в Троицын день, во время которого верующие просят Иисуса Христа «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших», а также молятся об усопших, чтобы «успокоил их Господь в месте светле, злачне и покойне». Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя – символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Идея животворящего начала Духова дня, соединённая с языческими представлениями о Матери-Земле, нашла своё отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля беременна урожаем, и поэтому её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки. Некоторые обряды Духова дня продолжают обряды Семика – Троицы, связанные с культом растительности и культом предков. В Духов день завершались начатые в Семик празднества в честь берёзы.

 



 
PR-CY.ru