ДУХОВНЫЕ СТИХИ - Страница 2

Фундаментальное текстологическое исследование всех доступных в начале ХХ в. вариантов стиха об Алексии, человеке Божием, подготовила Варвара Павловна Адрианова-Перетц. Музыковедческих работ в этот период было гораздо меньше, хотя появлялись публикации нотированных стихов, а также попытки описать структуру напевов. С конца 1920 гг. на протяжении нескольких десятилетий тексты духовных стихов и исследования о них не издавались по идеологическим соображениям. В это время в Париже и Гейдельберге были опубликованы две монографии, посвящённые народному религиозному мировоззрению. Книга русского мыслителя, богослова и публициста Георгия Петровича Федотова стала первым и глубоким системным описанием народного православия в рамках одного жанра и способствовала будущему развитию лингвокультурологических исследований и работ по словарному описанию духовных стихов. Первым из фольклористов после перерыва стал готовить к изданию духовных стихов и исследовать их с точки зрения поэтики Фёдор Мартынович Селиванов. В 1970–1980 гг. появилось несколько общих работ о духовных стихах в Польше, в России духовные стихи стали изучать в рамках исследований старообрядческой культуры. Впоследствии активные полевые исследования духовных стихов в старообрядческих общинах привели к открытию новых текстов, выявлению региональных особенностей функционирования духовных стихов, современные средства аудиозаписи расширили возможности изучения их музыкальных форм. В настоящее время подготовлены и опубликованы архивные материалы, составлены новые сборники духовных стихов, появились первые региональные сборники духовных стихов – саратовских и нижегородских. В русской культуре до XVII в. формирование духовных стихов происходило двумя путями: на фольклорном уровне возникали и усваивались эпические и лиро-эпические стихи, имевшие апокрифическое происхождение и приобретавшие фольклорную стилистику; на уровне «высокой литературы» создавались книжные стихи – «покаянны». Оба направления соединились в современных духовных стихах, чаще всего в старообрядческих. Время появления духовных стихов до сих пор исследователи не могут считать установленным, несмотря на попытки его определения. По их мнению, жанр духовных стихов складывался на Руси в период принятия христианства на основе внелитургического бытования избранных сюжетов христианской литургической книжности. Раньше древнейшим духовным стихом ошибочно считался «Стих о Голубиной книге», где рассказано о Сотворении мира, с упоминанием священномученика Климента, епископа Римского, и священномученика Петра Александрийского. Во второй половине XV – XVII вв. на материале христианской литературы и гимнографии в русской книжной традиции сложился книжный жанр, имеющий самоназвание «стихи покаянные», на основе которого формировался корпус духовных стихов. Ранние списки избранных покаянных стихов зафиксированы в литургических рукописях, начиная со второй половины XV в. как маргинальные, не относящиеся к уставной последовательности текстов (поэтому в списках XVI–XVII вв. они иногда называются прибыльными).

 



 
PR-CY.ru