ДУХ - Страница 3

В христианстве формируется учение о Святом Духе как третьей ипостаси Святой Троицы, о бесплотных служащих духах – ангельских силах (ангелология) и об антропологическом дуализме, наличии в человеческом существе особой сущности («дуновения Духа Божьего»), несводимой к понятию души и тела. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть Дух (Ин. 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его. Дух – это, с одной стороны, дыхание жизни от Бога у людей и животных (Иов. 12:10, 27:3; Еккл. 3:19–21; 12:7), что сближает понятие души и духа; а с другой – бессмертный дух, присущий человеку, но не животным, являющийся причиной когнитивных и волевых способностей. Различие духа и души постулируется апостолом Павлом (1 Фес. 5:23; Евр. 4:12). Святой Дух христианской традицией осмысляется как Параклит – «Утешитель» (Ин. 14:16, 26; 15:26). Именно Святой Дух в виде голубицы был зрим Иоанном Предтечей над головой Иисуса Христа (Мф.3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22), он был послан Христом и свидетельствовал о Христе. Сойдя на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4), он нерасторжимо пребывает с церковью, подавая верующим благодать через христианские таинства. Христианская тринитарная догматика приписывает Святому Духу все божественные свойства: всеведение, вездесущность, всемогущество и пр., поскольку он единосущен двум другим ипостасям Святой Троицы. Святой Дух – истинный Бог, «Господь Животворящий», предвечно исходящий от Бога-Отца (через Бога-Сына), «неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно» пребывающий со Отцом и Сыном. Идея духа как вдохновителя свыше была близка также оппозиционным официальной доктрине течениям, делающим основной акцент на харизматичности ледеров и деинституализации церковной иерархии (монтанизм, пятидесятничество, духоборчество и пр.). В европейской философии «дух» – понятие, тождественное идеальному сознанию, при этом возможно различение субъективного духа (личности, индивида) и объективного духа. Так, в философии Аристотеля дух – это мышление о мышлении, наслаждение теорией; у Плотина дух – образ Первоединого Блага, который, будучи абсолютным существом, обладает абсолютным бытием. Философия Ренессанса теряет интерес к средневековой пневматологии и возвращается к эллинистическим интуициям духа, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистического пантеизма и оккультной натурфилософии находит себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию. В XVII–XVIII вв. происходит кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума, и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля.

 



 
PR-CY.ru