ДУХ

ДУХ – универсальный концепт, обладающий спектром значений: Абсолют, бесплотное сверхъестественное существо, частица божества в человеке, доминирующая над душой и телом, внутренняя (моральная) сила, истинный смысл; высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей, играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души; сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен; внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква – дух». Понятие «дух» не так жёстко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» – акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» – на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» – фиксирует не столько дистанцию между «Я» и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» – не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т.д. Представление о духе (духах) – одно из самых ранних, существовало, видимо, уже в эпоху архаичных религиозных форм фетишизма, тотемизма, анимизма, аниматизма и магии. На стадии полидемонизма духи как мифологические существа связываются обычно с человеком и его природной средой обитания; зачастую они являются олицетворениями разрушительных стихий. В политеизме духи начинают причисляться к более низкой категории, чем пантеон богов, к так называемому пандемониуму. В дуалистических мифологиях существует разграничение духов на добрых, злых и «нейтральных». В родо-племенных верованиях умершие родственники выступают в качестве духов-покровителей, способных, однако, причинить вред в случае неуважительного отношения к ним. В процессе ассимиляции одних вер другими (более развитыми) превалирующей тенденцией является снижение статуса бывших божеств до уровня злокозненных духов – это один из возможных путей формирования демонологии народностно-национальных и мировых религий. Особый разряд составляют духи загробного мира, например, в древнекитайских памятниках «Ши цзин», «Чжоу и» и других духи (шэнь) изначально выступают в качестве персонификаций потусторонних, в том числе подземных сил. С IV в. до н.э. религиозная и философская трактовки понятия «шэнь» в Китае начинают заметно различаться. Постепенно выделяются три основные интерпретации (по Александру Геннадиевичу Юркевичу).

 



 
PR-CY.ru