ДУНСТАН - Страница 4

Похоронен в кафедральном соборе Кентербери. В 1074 г. архиепископ Ланфранк (1070–1089 гг.), восстановивший собор, уничтоженный пожаром в 1067 г., велел положить мощи Дунстана справа от главного алтаря. В 1084 г. для них была изготовлена драгоценная рака. В XII–XIII вв. монахи Гластонбери утверждали, что после разорения Кентербери датчанами в 1002 г. мощи Дунстана были перенесены в их монастырь. В 1508 г. архиепископ Уильям Уорем приказал вскрыть раку Дунстана в Кентербери и доказал безосновательность притязаний монахов Гластонбери. В 1538 г. алтарь и рака святителя в кафедральном соборе Кентербери были разорены. Почитание Дунстана возникло вскоре после его смерти и со второй половины XI в. получило повсеместное распространение в Англии. Он считался покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников, а также слепых, с его именем связаны предания и легенды, часть которых изложена в Житиях. В Житии, составленном «прелатом В.», сообщается о чудесном знамении, сопровождавшем рождение Дунстана. Во время беременности Кюнетрит молилась в церкви на праздник Сретения Господня. Внезапно в храме погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит сама собой загорелась, и все присутствующие зажгли свечи от чудесного огня. Это чудо показало, что ребёнок, которого Кюнетрит носила во чреве, станет «светочем святости» для церкви в Англии. Большую известность получил эпизод из Жития о борьбе Дунстана с дьяволом: святитель схватил противника за нос кузнечными клещами. Отзвук легенды сохранился в английской народной песенке: «Святой Дунстан был славным малым, / Он за нос дьявола водил, / А тот вертелся, упирался / И оглушительно вопил». В посмертных чудесах, описанных Осберном и Эадмером, Дунстан часто выступал в качестве заступника правой стороны на судебных разбирательствах. По преданию, помог архиепископу Ланфранку выиграть тяжбу у Одона, епископа Байё, графа Кента и сводного брата короля Вильгельма Завоевателя, который покушался на земли, принадлежавшие кафедральному собору в Кентербери. В Житиях Дунстану приписывается изготовление колоколов и органов, а также авторство гимна «Господи, Царь сияющий». Сохранилась рукопись из Гластонбери, содержащая отрывки из Священного Писания на латыни и греческом языке, гомилия о Кресте на древнеанглийском языке, ряд древних валлийских глосс, а также миниатюру с изображением Дунстана, припадающего к стопам Христа. Согласно надписи XIII в., рукопись была создана святителем. В Англии в XVII–XVIII вв. и особенно в XIX в. Дунстана нередко представляли зловещей фигурой, «серым кардиналом» и «некоронованным королём Англии», презревшим исконные английские традиции и отдавшим страну в руки алчных и невежественных монахов. Подобное отношение проявилось в полной мере в таких известных произведениях, как изданная в Оксфорде в 1880 гг. многотомная «История нормандского завоевания Англии» Эдуарда Фримана. Эта тенденция была связана с характерным для данного периода негативным отношением к монашеству и к церкви вообще, в историографии ХХ в. она исчезла. Имя Дунстана носит ряд католических и англиканских церквей в Великобритании и других англоговорящих странах. Во имя Дунстана освящён храм Антиохийской православной церкви в городе Пул (графство Дорсет), православный приход в Новой Зеландии. Дунстан изображается в архиепископском облачении, с кузнечными клещами в руках, иногда – с голубкой, парящей над головой, или в окружении ангелов.



 
PR-CY.ru