ДОСОКРАТИКИ - Страница 9

По мнению исследователей, в середине V в. до н.э. были написаны первые сочинения, специально посвящённые проектам социально-политического устройства (Фалей Халкидонский, Гипподам Милетский). Однако преимущественное внимание вопросы жизни полиса, законодательства и обоснования судебной практики получили уже на следующем этапе развития греческой философии, в учении софистов. Досократики разделяли представление о душе как некой отдельной сущности, источнике жизни и движения. Фалес, по свидетельству Аристотеля, приписывал магниту наличие души на том основании, что магнит двигает железо. Распространённой была материальная трактовка природы души: по Фалесу, душа влажна, по Анаксимену – воздушна, по Гераклиту – «рождается из воды», но несёт в себе начало огня-логоса, поэтому чем душа суше, тем разумнее; по Демокриту, душа состоит из атомов, которые после её смерти рассеиваются. Идея о переселении душ была широко распространена в среде пифагорейцев, которым также приписывают разработку учения о душе как гармонии, а затем была воспринята Эмпедоклом. Начиная с Гераклита и Парменида, говорится о смутном познании – посредством чувств и более надёжном – посредством разума, однако строгого различия между душой и разумом досократики не проводили. Первая в истории греческой мысли постановка вопроса о различении достоверного знания как принадлежащего богу и вероятного (мнимого), которым обладают люди, принадлежала Ксенофану. В патристической литературе досократики часто характеризуются как атеисты на том основании, что они не учили о сотворении мира Богом; у Иринея Лионского Фалес, Анаксимандр и Анаксимен названы атеистами, потому что они вовсе «не знали Бога». Несомненно, что единство космоса и закономерный характер происходящих в нём процессов и событий древние мыслители старались объяснить не действием богов, а причинами естественного порядка (например, причину молний и грома видели не в гневе Зевса, а в природных факторах). Гераклит утверждал, что «космос не создан никем из богов», однако называл божественным огонь, порождающий мир, правящий им и судящий его в конце. Многие досократики-материалисты подвергались преследованиям за атеизм: Гиппон, Анаксагор, Диоген Аполлонийский осуждены в Афинах по декрету жреца Диопифа в 432 г., что было связано, в основном, с их естественнонаучными теориями, касавшимися небесных тел. Так, Анаксагор был осуждён за учение о том, что Солнце на самом деле раскалённый камень, а не божество. Вместе с тем однозначная оценка досократиков как материалистов, практически общепринятая в историко-философской науке конца XIX – начала XX вв., в настоящее время подвергается сомнению. Исследователи, прежде всего, обращают внимание на моральный и нравственный пафос, присущий большинству досократиков, который у многих из них оказывается связанным с реформированием представления о действующем в мире божественном начале.

 



 
PR-CY.ru