ДОСОКРАТИКИ - Страница 2

Так, к доксографам причисляется Секст Эмпирик, автор сочинения «Против учёных», одного из основных источников по истории античной философии, хотя он не был в собственном смысле доксографом, поскольку подбирал мнения философов с целью показать необходимость отказа от положительной философии и практики «воздержания от суждения». Среди христианских авторов также нет в собственном смысле доксографов, поскольку подборка мнений древних языческих философов, в том числе досократиков, главным образом, приводилась ими с целью показать разногласия философов по важнейшим вопросам, из чего делался вывод о том, что язычники не могли достигнуть полноты истины, открываемой человеку христианством. Тем не менее, многие из высказываний досократиков сохранились благодаря упоминаниям о них в трудах христианских авторов. О досократиках и их учении писали в соответствующих разделах своих сочинений Климент Александрийский («Строматы» и др.), Ипполит Римский («Опровержение всех ересей»), Евсевий Кесарийский («Приготовление к Евангелию»), Кирский епископ Феодорит («Врачевание эллинских недугов»). Для науки об Античности исключительную важность имеют присутствующие у Ипполита и Климента сведения о Гераклите (в общей сложности около 50 фрагментов в издании «Фрагменты досократиков» Г.А. Дильса). Разработка последовательной и стройной концепции доксографических свидетельств, проведённая Г.А. Дильсом, позволила ему представить хронологически выверенное и обладающее должной научной строгостью изложение всех сохранившихся свидетельств о жизни и учении досократиков, представленное в фундаментальном и до настоящего времени остающемся научно значимым труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903 г.). Всего в собрании Г.А. Дильса упомянуто несколько сот имён, в том числе греческих софистов, которых, однако, в современной научной литературе не принято называть досократиками. Кроме того, Г.А. Дильс включил в свой сборник фрагменты предфилософских теокосмогоний, а также свидетельства о древних математиках и медиках. Г.А. Дильс трижды пересматривал, исправлял и дополнял текст «Фрагментов» в течение жизни; после его смерти дальнейшие исправления и дополнения в работу вносились Вальтером Кранцем, который также добавил особый (третий) том, содержащий указатели. Значимость работы Г.А. Дильса и В. Кранца очевидна уже из того, что вплоть до настоящего времени подавляющее большинство отсылок на учение досократиков даётся по данному изданию в следующем виде: аббревиатура DK (Diels-Kranz), порядковый номер философа в собрании Г.А. Дильса, буквенный код раздела и порядковый номер соответствующего фрагмента. Г.А. Дильс придерживался убеждения, что дословные цитаты из досократиков у древних авторов могут и должны рассматриваться отдельно от косвенных свидетельств об их учении. В связи с этим в каждой части собрания Г.А. Дильса, посвящённой тому или иному из досократиков, проводится деление на два раздела: A и B, в первом из которых приводятся все косвенные свидетельства о жизни и учении данного философа, а во втором – те фрагменты, которые Г.А. Дильс рассматривал как дословные цитаты из несохранившихся сочинений философа.

 



 
PR-CY.ru