DEVOTIO MODERNA - Страница 4

В русле идей Devotio moderna работал Фома Кемпийский, насельник монастыря Агнитенберг близ Зволле. Фома писал этико-религиозные трактаты, дидактические книги для новициев, исторические сочинения и проповеди. Самое известное произведение Фомы – книга «О подражании Христу», которая по числу изданий уступает только Библии. Последним из виндесхеймских писателей считается Ян Момбар (1460–1501 гг.), мистические трактаты которого написаны в традиционном для Devotio moderna духе необходимости борьбы человека за своё моральное совершенство. Я. Момбар довёл до логического завершения воспринятую у мистиков XII–XIII вв. идею ступенчатого духовного восхождения. Его «Rosetum exercitionis spiritualis» («Розарий духовных упражнений»), «Scala meditationis» («Лестница медитации») и «Scala sancti communionis» («Лестница святого причащения») оказали сильное воздействие на творчество аббата монастыря Монсеррат Гарсии Хименеса де Сиснероса (ум. в 1510 г.), а через него на основателя Ордена иезуитов Игнатия Лойолу. Идеи Devotio moderna существенно повлияли также на мировоззрение Эразма Роттердамского. Мистико-дидактические сочинения писателей Devotio moderna воздействовали на религиозную атмосферу Нидерландов и Германии. Как правило, небольшие трактаты, написанные в свободной форме простым и доходчивым языком, были обращены к среднеобразованному читателю, духовному лицу или мирянину, окончившему латинскую или обычную школу. В религиозной литературе Devotio moderna поднимались важные для того времени вопросы этико-религиозного характера. В монастырях Виндесхеймской конгрегации переписывались и по возможности выверялись тексты сочинений отцов церкви. Библиотека брабантского монастыря Роклостер была самой крупной в Нидерландах и Германии. При монастыре Синт-Мартенс в Лёвене действовал конвикт (общежитие) для студентов по образцу подобного заведения для школьников в Девентере и Зволле. Его библиотека пополнялась за счёт переписанных книг и литературы, поступившей по завещаниям университетских преподавателей. В конце XV – первой половине XVI вв. монастырь Синт-Мартенс стал центром изучения трудов отцов церкви. Каноники монастыря Мартин Липсий и Ян Влиммер сотрудничали с издателем Эразма Роттердамского Иоганном Фробеном. В 1506 г. базельский печатник Иоганн Амербах издал подготовленные канониками труды Августина Блаженного. В 1520 г. в монастырской библиотеке работал Беат Ренан. Библиотека монастыря Грунендал получила известность благодаря собранию сочинений Августина Блаженного. Приоры и каноники некоторых виндесхеймских монастырей вели активную переписку с гуманистами (Эразмом Роттердамским, Иоганном Тритемием, Иоганном Рейхлином, Конрадом Цельтисом и др.).



 
PR-CY.ru