ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 7

Философско-богословское учение Дионисия Картузианца получало у исследователей достаточно неоднозначную оценку. Практически все они отмечают эклектический, вторичный характер его творчества, отсутствие ярких идей и оригинальных концепций. Многие работы Дионисия Картузианца представляют собой подборки цитат различных авторов, и потому его позиция с трудом поддаётся реконструкции. Вместе с тем издание полного корпуса сочинений Дионисия Картузианца способствовало появлению интереса к его творчеству в учёной среде, и в настоящее время освоение его учения активно продолжается. Среди исследованных на сегодняшний день частей учения Дионисия Картузианца наибольший интерес представляют его мистическое богословие и учение о мистическом созерцании, а также ряд методологических разработок вопроса о соотношении философии и богословия и областей их приложения. Поскольку Дионисий Картузианец был монахом, занятым, прежде всего, молитвой и созерцанием, его философско-богословское учение тесно связано с решением тех вопросов, которые касаются практики духовной жизни и созерцания, в особенности вопросов о Боге, разумных духах и человеческой душе в её движении к Богу. Под влиянием учения Генриха Гентского о трёх способах познания Дионисий Картузианец развил оригинальное учение о тройном порядке мудрости. Первым, наиболее низким уровнем мудрости он считает «естественную мудрость, приобретаемую естественным образом», которую Дионисий Картузианец отождествляет с философией как с наукой. В качестве примера такого рода мудрости приводит сочинения Платона, Аристотеля, Прокла и других философов, утверждая, что содержащаяся в них истина могла быть приобретена одним лишь разумом, без всякой помощи свыше. Вторым уровнем мудрости является «сверхъестественная мудрость, приобретаемая естественным образом», представляющая собой предмет схоластической теологии. Эта мудрость начинается с восприятия богооткровенных положений веры, однако далее человеческий разум расширяет их и выводит из них истины естественным путём, опять-таки без непосредственного божественного вмешательства. Эта же мудрость обеспечивает и нравственное совершенствование человека, поскольку благодаря ей он получает первичные понятия добра и зла, которые затем развивает в различных этических системах. Наконец, третий, высший уровень мудрости Дионисий Картузианец называет «сверхъестественной мудростью, даруемой сверхъестественно». Эта мудрость не зависит от человеческих способностей или познавательных усилий, будучи всецело даром божественной благодати. Подобной мудростью человек может владеть лишь в мистическом созерцании, поэтому она отождествляется им с мистической теологией в той её форме, которая содержится в «Ареопагитиках» и в сочинениях их приверженцев. Человек призван подчинять свою познавательную деятельность достижению предельной цели – мистическому соединению с Богом. Поэтому и все области человеческого познания, в том числе и философия, оказываются у Дионисия Картузианца лишь подготовительными по отношению к мистической теологии и иерархически подчинёнными ей. По его словам, «точно так же, как природа служит Творцу, естественное познание служит божественной мудрости (theosophiae), и потому созерцание естественного порядка вещей... является лестницей или способом восхождения к созерцанию Божества».

 



 
PR-CY.ru