ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 5

Талант толкователя Дионисия Картузианца проявился не только в комментировании Священного Писания: вслед за Альбертом Великим он, единственный из средневековых латинских авторов, написал подробнейший (строка за строкой) комментарий на весь корпус «Ареопагитик». Влияние сочинений этого корпуса на формирование общего мировоззрения Дионисия Картузианца было чрезвычайно велико, его автора (которого Дионисий Картузианец традиционно отождествлял с современником апостолов св. Дионисием Ареопагитом) он неоднократно называет «князем богословов» (princeps theologorum) и «первым из философов», говорит о нём как о «высшем и святом философе великом Дионисии» («summus et sanctus philosophus noster magnus Dionysius»). По авторитетности трактаты «Ареопагитик» для Дионисия Картузианца превосходили сочинения Фомы Аквинского, так что он часто расходится с положениями философии Фомы, органично связанными с учением Аристотеля, предпочитая следовать проникнутым платоническим духом философским концепциям «Ареопагитик». В комментариях Дионисий Картузианец особо подчёркивает близкое ему мистическое, созерцательное содержание корпуса, сосредоточивается не столько на объяснении философских идей, сколько на вопросах деятельного богопознания и духовного возрастания человека. Высокую оценку как современников Дионисия Картузианца, так и последующих католических теологов получил его «Комментарий» на “Сентенции” Петра Ломбардского – основной источник для средневекового католического богословия («Commentaria in IV libros Sententiarum fidei catholicae», около 1459–1464 гг.) – весьма обширное сочинение, занимающее в издании трудов Дионисия Картузианца семь томов, писалось на протяжении почти всей монашеской жизни Дионисия Картузианца и было закончено к 1464 г. Как и большинство комментариев Дионисия Картузианца, это сочинение имеет компилятивный характер: он попытался собрать в нём все хоть сколько-нибудь значимые мнения предшествовавших ему теологов, обращавшихся к разбору текста Петра Ломбардского. Весьма широкий охват материала сделал трактат Дионисия Картузианца своеобразной «энциклопедией» позднего Средневековья, по сути, явившейся первым трудом по истории средневековой философско-богословской мысли. Ценность труда Дионисия Картузианца исследователи видели и в том, что он не был приверженцем какой-либо из враждовавших философских школ, пытаясь пройти средним путём беспристрастного изложения различных мнений. Однако в работе с “Сентенциями” Дионисий Картузианец не ограничивался «пересказом» чужих мнений, по ряду вопросов он добавлял критические замечания либо предлагал собственное решение какого-либо вопроса в качестве итога обсуждения. Из этих проявлений личной позиции Дионисия Картузианца современные исследователи заключают, что он был идейным последователем «старого пути» в теологии, т.е. находился на позициях умеренного реализма. Это видно и из неоднократной критики, высказываемой им в адрес номинализма, приверженцев которого он называл запутавшимися в словах и понятиях, никогда не достигающими реальности и «философами только по имени».

 



 
PR-CY.ru