ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 2

В Кёльнский университет Дионисий Картузианец поступил в декабре 1421 г. и обучался там около трёх лет, занимаясь философией, теологией и исследованием Священного Писания; глубоко изучил теологические воззрения Фомы Аквинского и познакомился с весьма влиятельными в Кёльне представителями так называемого старого пути (via antiqua) – теологами, противопоставлявшими распространявшимся в то время номиналистическим взглядам классические томистские и скотистские воззрения. После окончания обучения в 1424 г. Дионисий Картузианец получил степень магистра искусств. В том же или в следующем году он возвратился в Рурмонд и на этот раз был допущен в число братии картузианского монастыря. Ему был 21 год. В этом монастыре он провёл всю оставшуюся жизнь, практически не отлучаясь из него. Монастырская жизнь Дионисия Картузианца не богата внешними событиями, как и у любого монаха, важнейшим его делом была келейная и храмовая молитва (особенно продолжительная у картузианцев), значительное время занимало исполнение повседневных монастырских обязанностей, и лишь оставшиеся часы (преимущественно ночные) он посвящал чтению, размышлению над прочитанным и написанию собственных сочинений. С 1432 по 1434 г. Дионисий Картузианец выполнял обязанности эконома монастыря; находил эту службу весьма тягостной для себя, однако превосходно справлялся с ней и, несмотря на все сложности, находил время для литературных занятий. Не все собратья Дионисия Картузианца по Ордену одобряли его научные занятия: в 1446 г. по неизвестным причинам руководство Ордена на несколько лет запретило ему учёную деятельность, предположив наличие в некоторых его сочинениях погрешностей и уклонений от церковного учения и находя неподобающим для монаха иметь столь широкое поле философско-богословских интересов. Это запрещение подвигло Дионисия Картузианца к написанию решительного возражения («Protestatio ad superiorem suum»), в котором он защищал свою писательскую деятельность, указывая на то, что затрачиваемый им на чтение и написание сочинений труд вполне может рассматриваться как своеобразная аскетическая практика, приличествующая стремящемуся к созерцанию монаху. Уникальная работоспособность Дионисия Картузианца и широчайший круг вопросов, затрагиваемых им в сочинениях, сделали его имя хорошо известным в церковных кругах и весьма почитаемым среди местного населения, в том числе среди князей и землевладельцев, часто обращавшихся к нему для разрешения затруднительных вопросов как духовной, так и светской жизни. Кардинал Николай Кузанский, совершая в качестве папского легата инспекторскую поездку по территориям Северной Германии и Нидерландов с августа 1451 г. по март 1452 г., пригласил Дионисия Картузианца сопровождать его. Во время этой поездки Николай Кузанский часто прибегал к его советам в вопросах реформирования монашеской жизни и борьбы с остатками языческих суеверий, а также, поскольку одной из задач его путешествия было побудить верующих к организации нового Крестового похода против турок, подвиг его к написанию антиисламского полемического трактата «Contra perfidam Mahometi» («Против зловерия Магомета»); Николаю Кузанскому посвящены три сочинения Дионисия Картузианца.

 



 
PR-CY.ru