ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 10

После этого предлагаются подтверждения этого решения, основывающиеся на Священном Писании, на сочинениях авторитетных философов или теологов либо на логическом рассуждении. Затем автор предлагает собственный ответ на поставленный основной вопрос. Наконец, исходя из этого ответа, он анализирует те доводы, которые приводились в пользу противоположного решения, и показывает, что они не противоречат предложенному им решению и могут быть с ним согласованы. В такой форме жанр «вопросов» получил широкое распространение у предшественников и современников Иоанна Дунса Скота, например, у Фомы Аквинского («Сумма теологии», «Вопросы о душе», «Вопросы об истине», «Вопросы о зле», «Вопросы о духовных творениях» и т.д.), Генриха Гентского («Вопросы на произвольные темы», «Сумма») и многие др. У Иоанна Дунса Скота сохраняются основные элементы представленной структуры «вопроса», однако вместе с тем его строение крайне усложняется. «Вопросы» Иоанна Дунса Скота часто весьма обширны, некоторые из них занимают более сотни страниц. Нередко в рамках рассмотрения одного «вопроса» решается несколько других, более мелких «вопросов», которые также имеют представленную выше сложную структуру. При анализе какой-либо философской или теологической проблемы Иоанн Дунс Скот пытался не просто предложить собственное решение, но обозреть все возможные альтернативные решения, проанализировать возражения и показать следствия принятия предлагаемого им решения. Подобная структурная сложность его «вопросов» превращает их в небольшие монографии, посвящённые уже не решению частной проблемы, но анализу целой проблемной тематической области. Сложная структура «вопросов» нередко затрудняет для исследователей их анализ: они не всегда могут с уверенностью отделить взгляды самого Иоанна Дунса Скота от критикуемых им взглядов, предлагаемое им окончательное решение проблемы от предварительных гипотез и предположений. Подобная сложность в установлении подлинных взглядов Иоанна Дунса Скота, усиленная отсутствием критической работы с его текстом в издании Л. Уоддинга, стала источником многих неверных интерпретаций учения Иоанна Дунса Скота в исследованиях XIX – начала XX вв. В критическом ватиканском издании была проведена сложнейшая работа по структурированию каждого «вопроса» (выделение составных частей и смысловых блоков вопроса, введение смысловой и формальной рубрикации, отделение побочных тем «вопроса» от основной темы, отграничение более поздних добавлений и поправок, внесённых Иоанном Дунсом Скотом или его учениками, от первоначального текста «вопроса», установление смысловых связей между «вопросами» сходной тематики), в результате которой стал возможным более точный анализ идей Иоанна Дунса Скота, осуществляемый современными исследователями корпуса его трудов. Центральное место в литературном наследии Иоанна Дунса Скота занимает корпус сочинений, объединяемых исследователями под общим названием «Вопросы по четырём книгам “Сентенций” Петра Ломбардского» («Queaestiones in IV libros Sententiarum Petri Lombardi»).

 



 
PR-CY.ru