Словарь по христианству Д ДИЛЬТЕЙ Вильгельм

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833–1911 гг.) – немецкий философ и историк культуры, создатель теории познания гуманитарных наук (Geisteswissenschaften), один из основателей «герменевтической философии». Вильгельм Дильтей родился в семье верховного проповедника и декана при дворе герцога Нассау, воспитывался в атмосфере просвещённой протестантской религиозности. После окончания гимназии в Висбадене изучал богословие и философию в университетах Гейдельберга и Берлина. В Гейдельберге большое влияние на смещение его интересов от теологии к философии оказали его занятия у Куно Фишера; в Берлине учился в семинаре историка Леопольда фон Ранке, благодаря чему познакомился с воззрениями «исторической школы» и методологией историзма. После окончания университета в 1856 г. работал в Берлине учителем гимназии, там же включился в подготовку издания сочинений и писем Фридриха Шлейермахера, осуществлявшегося Л. Йонасом, зятем Ф. Шлейермахера и хранителем его архива. Под руководством Л. Йонаса Вильгельм Дильтей начал собственные исследования этики и теологии Ф. Шлейермахера. В 1860 г. выиграл на конкурсе Общества Ф. Шлейермахера первую премию за сочинение о герменевтике Ф. Шлейермахера (опубликовано посмертно). В январе 1864 г. защитил под руководством Адольфа Тренделенбурга диссертацию «О принципах этики Шлейермахера» («De principiis ethices Schleiermacheri»). В центре работы стоит проблема обоснования этики, выраженная в виде дилеммы формальной и материальной этики. Вильгельм Дильтей попытался осуществить синтез кантовской этики чистой воли и аристотелевской этики конкретного блага, разработав так называемую образующую этику, «каковая не противопоставляет человеческому существу некое долженствование, никак не связанное с нашим взглядом на мир и человека, а стремится понять долженствование изнутри постигнутой связи вещей». В июле того же года Вильгельм Дильтей защитил габилитационную диссертацию «Опыт анализа морального сознания», где предпринял попытку совместить моральные концепции Иммануила Канта и Дэвида Юма, предложив синтез «практического разума» (волевого начала) и морального чувства, которое он понимал как «систему целей», или «моральную организацию», человеческого сообщества. Осенью 1864 г. Вильгельм Дильтей вступил на университетскую кафедру в Берлине в качестве приват-доцента философского факультета; его первыми лекционными курсами были «Логика и система философских наук» и «Система Шлейермахера». В 1866 г. получил должность профессора в Базеле, где преподавал до 1868 г. К двум прежним лекционным курсам здесь добавились лекции по психологии и педагогике, которые свидетельствуют о его первых попытках сконструировать некую комбинацию исследований психического и социально-исторических структур, преодолевающую ограниченность индивидуальной и социальной психологии. В 1868 г. Вильгельм Дильтей покинул Базель и отправился в Киль. Его трёхлетнее пребывание там почти целиком было посвящено работе над «Жизнью Шлейермахера» («Leben Schleiermachers»; первый том в двух частях впервые издан в 1867 и 1870 гг., материалы второго тома опубликованы посмертно).

 



 
PR-CY.ru