ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ - Страница 3

Сначала Спаситель говорит апостолу о том, каков Бог по Своей сущности (вопрос раскрывается, в основном, апофатически). Затем в тексте идёт речь о разных высших сущностях, силах света и эонах, излагаются гностическая версия происхождения греха, взгляды гностиков на творение мира, рай и Всемирный потоп. В финале Христос наставляет Иоанна записать Его слова, передать втайне тем, кто с ним одного духа, и сохранить. Тех же, кто выдаст тайну в обмен на материальные блага, Он проклинает. После того как Спаситель становится невидим, Иоанн отправляется к другим ученикам и рассказывает об услышанном. В отличие от других гностических сочинений «Апокриф Иоанна» претендует не на истинное толкование слов и служения Христа, а на новое откровение, которое должно превзойти или даже заменить уже известное. «Премудрость Иисуса Христа» сохранилась в Берлинском коптском папирусе и в составе библиотеки из Хенобоскиона. Ряд параллелей к этому тексту есть в «Послании блаженного Евгноста» и в греческом папирусе (около 300 г.). Соотношение этих текстов остаётся предметом дискуссий, однако многие исследователи отдают приоритет тексту «Послания блаженного Евгноста». Сюжетная линия сочинения такова. Двенадцать учеников и семь учениц собрались на некоем холме в Галилее и размышляют об устройстве мироздания. Им является Христос (характерно, что имя Иисус употребляется только в заглавии) в виде неописуемого существа из Царства света и отвечает на их вопросы (вопросы задают Фома, Матфей, Филипп, Мариам, Варфоломей). Он говорит о непознаваемости Бога, о Высшем Творце и Его ангелах, о Софии и о сыне Человека. После беседы Он исчезает, а ученики, обретя дар Духа, начинают проповедовать открытое им Евангелие. «Пистис София» («Вера Премудрость») – самое большое по объёму произведение, сохранившееся в коптском переводе с греческого оригинала (так называемый Аскевианский кодекс IV в.). Разделяется на четыре книги. Согласно этому произведению, Христос после Воскресения провёл 11 лет со Своими учениками, обучая их заповедям и таинствам. Однажды ученики собрались на Елеонской горе, а Христос сидел в некотором отдалении. Вдруг на Него снизошла светлая сила и окутала Его. Учеников обуял великий страх, когда они увидели свет. Христос поднялся ввысь и взошёл на небо. Весь мир горний и дольний сотрясся, и ученики решили, что мир вот-вот будет разрушен. Тогда Христос спустился к ним ещё в большем свете. Утешив их, Он обещал говорить теперь открыто, а не притчами. Далее в тексте от имени Христа излагается гностическое понимание Его Крещения от Иоанна Предтечи, Рождества от Марии, объясняются различные таинства, учение об эонах, сферах и архонтах. В диалог с Христом вступают Мариам, Филипп, записывающий все ответы Иисуса, Пётр, Марфа, Иоанн, Фома, Матфей, Иаков, Андрей, Мария, матерь Иисуса, «другая» Мария и Мария Магдалина, которые не только задают вопросы, но и дают своё толкование слов Христа. В текст вставлены также речи и гимны, произносимые Софией Премудростью. В финале второй книги Спаситель отпускает грехи ученикам, которые понимают, что унаследуют Царство света. В третьей книге идёт речь о крещениях, о посмертной участи, о душе и проч. Четвёртая книга возвращает читателя к тому моменту, когда Христос воскрес на третий день и явился ученикам. Вместе с ними Он становится на водах океана и произносит молитвы.

 



 
PR-CY.ru