ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ

ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ – жанр ряда раннехристианских апокрифических текстов, основное содержание которых составляют беседы Воскресшего Христа с учениками. В целом историческая достоверность этих текстов отвергается как церковью, так и современной наукой (однако в принципе вероятно присутствие в них аграф, восходящих к раннему Апостольскому преданию). Тем не менее, неканонические диалоги Христа представляют собой образцы характерного для раннего христианства так называемого «нарративного» (т.е. не использующего строгих догматических формулировок) богословия и содержат важные свидетельства о вероучении и практике маргинальных и еретических течений II–III вв. Большая часть известных в настоящее время сочинений входит в состав корпуса гностической библиотеки из Наг-Хаммади. Поэтому исследователи долгое время считали форму диалога свойственной исключительно гностикам (К.Л. Шмидт, Анри Шаоль Пюш, Филипп Фильхауэр). По мнению К. Рудольфа, неанонические диалоги Христа восходят к греко-римским философским диалогам. Характерно, что среди рукописей из Наг-Хаммади есть написанное в форме диалога нехристианское произведение «Зостриан». Однако работы Хельмута Кёстера и В. Шнеемельхера показали, что «диалогические» Евангелия имеют основание в раннехристианском Предании, представляя наряду с каноническими Евангелиями одну из траекторий его развития. Разнообразие богословского содержания неанонических диалогов Христа говорит о том, что эта литературная форма использовалась разными течениями (явно из ортодоксальных кругов происходят Логия Фрира, «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (произведение широко использовалось в сирийской и эфиопской традициях), «Диалог расслабленного со Христом», близки к православному вероучению «Послание апостолов» и «Вопросы Варфоломея»). Сюжетной основой для большей части неанонических диалогов Христа послужили описанные в канонических Евангелиях явления Спасителя ученикам после Воскресения. Многие из них заканчиваются Вознесением Господним и выходом апостолов на проповедь. Главная цель использования данной литературной формы – дополнить, перетолковать или заменить слова Христа, сохранённые Священным Преданием (в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» диалогическая форма, вероятно, служит целям легитимизации новых канонических постановлений). В гностических неанонических диалогах Христа претензии на апостольский авторитет подкрепляются использованием форм первого лица единственного числа. В большинстве случаев апостолы (или избранные из них) получают новое откровение. Характерно, что тайны открываются не только двенадцати ученикам, но и жёнам-мироносицам и другим женщинам, сопровождавшим Христа во время Его земного служения. Логия Фрира сохранилась в рукописи Четвероевангелия V в. из Египта, в которой Евангелие от Марка имеет так называемое длинное окончание (Мк. 16:9–20). Логия содержится в стихе 14 и представляет собой краткую беседу между одиннадцатью учениками, возлежащими за столом, и Воскресшим Христом. Её фрагмент передаёт также Иероним Стридонский, который утверждает, что она встречается в нескольких, преимущественно греческих, рукописях.

 



 
PR-CY.ru