Словарь по христианству Д ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ – постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христианскими и инославными церквами и конфессиями в XX–XXI вв. Формированию этого процесса в 1960–1970 гг. способствовало несколько факторов: вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в 1961 г., которому предшествовали консультации с представителями различных христианских конфессий, решения Всеправославных совещаний по подготовке Всеправославного Собора (1961, 1963, 1964 гг.на острове Родос, Греция; 1968 г. в Шамбези, Швейцария), а также первого (1976 г., Шамбези) Предсоборного всеправославного совещания. Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.), где присутствовали наблюдатели от РПЦ, в постановлении «Об экуменизме» заявил, что Римско-католическая церковь поддерживает экуменические устремления других церквей и рассматривает в качестве начала пути к христианскому единству диалог par cum pari (на равных) с христианами других исповеданий. В 1960 г. была образована Комиссия Священного Синода РПЦ по вопросам христианского единства и межцерковных сношений под председательством митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который много сделал для формирования основных принципов участия РПЦ в диалогах с неправославными конфессиями во второй половине ХХ в. Митрополит Никодим неоднократно отмечал, что единственным базисом для православного христианина в диалоге с представителями инославия является учение Неразделённой Единой Вселенской Церкви Христовой. Всё, что не согласно с ним, – неприемлемо. В разные исторические периоды существования РПЦ двусторонние диалоги имели помимо главной задачи (свидетельства православия инославному миру) и дополнительные цели. В конце XIX – начале ХХ вв. диалог определялся стремлением привести в православие англикан и старокатоликов. В 1960–1980 гг. собеседования, по мнению митрополита Никодима, содействовали сближению христианских конфессий и более глубокому взаимопониманию между ними, основанным на тщательном изучении сходств и различий во взглядах в догматической, литургической и церковно-исторической областях, на детальном сопоставлении вероучения церквей, на исследовании их традиций христианской свободы и послушания божественному откровению. РПЦ участвует в диалоге с древними Восточными (дохалкидонскими) церквами на всеправославном уровне. После изучения в 1994–1997 гг. результатов этого диалога синодальной Богословской комиссией Архиерейский собор 1997 г. принял особое постановление, в котором отметил, что за прошедшее время было сделано недостаточно «для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами», т.к. диалог содержал «неясности в отдельных христологических формулировках». На основании этого решения Священный Синод РПЦ 30 марта 1999 г. определил осуществить богословский диалог РПЦ с дохалкидонскими церквами на двустороннем уровне. Юбилейный Собор 2000 г. подтвердил это решение, указав на необходимость дальнейшего изучения «христологической и иной проблематики».

 



 
PR-CY.ru