ДЖЕФФЕРСОН Томас - Страница 4

Томас Джеферсон был крещён в англиканской церкви (с 1776 г. – Епископальная церковь в США), всю жизнь принадлежал к ней, был членом приходского совета, регулярно посещал литургии (но нет свидетельств, что принимал Причастие); отпет и похоронен по англиканскому обряду. В его библиотеке (6,5 тыс. томов, положила начало Библиотеке Конгресса США) 552 книги посвящены богословию. Религиозность Томаса Джеферсона отличалась таким своеобразием, что исследователь его текстов профессор М. Питерсен писал, что Томас Джеферсон «принадлежал к секте, состоявшей из него одного». Изучение его взглядов Томаса Джеферсона для исследователей затрудняется тем, что его рукописное наследие (главным образом, письма, по которым рассеяны многочисленные богословские размышления) колоссально по объёму, так что в старых собраниях его документов опубликована лишь малая часть. В 1950 г. профессор Дж. Бойд начал комментированную публикацию всех текстов Томаса Джеферсона, которая рассчитана на 60 томов и по уровню и качеству комментариев считается эталонной для американской и мировой текстологии; однако том 33, опубликованный в январе 2007 г., охватывает период лишь до конца апреля 1801 г. Поэтому профессор Ч. Санфорд, реконструируя богословские взгляды Томаса Джеферсона, широко использовал архивные документы и труднодоступные публикации. Томас Джеферсон иногда называл себя эпикурейцем, толкуя этику Эпикура в соответствии со «Сводом философии Эпикура» Пьера Гассенди (1649 г.), не ссылаясь на подлинные тексты древнегреческих философа (письма к У. Шорту от 31 октября 1819 г.). Одновременно считал себя подлинным христианином, приверженцем «простых учений Иисуса» (письмо к Ч. Томсону от 9 января 1816 г.), которые, с его точки зрения, «все направлены к счастью человека. Есть только один Бог, Который совершенен во всём; загробная жизнь, а в ней награды и наказания. Главное в религии любить Бога всем сердцем, а соседа, как самого себя» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822 г.). Томас Джеферсон видел в Боге Творца мира, или «первопричину творения», верил, что Господь и после Сотворения мира вмешивается в его дела. Не допуская, что от Бога может исходить какое бы то ни было зло, даже обыденные неприятности (ср.: 4 Цар. 21:12), он обвинял Жака Кальвина в почитании «демонического» бога. Томас Джеферсон не верил в первородный грех, не воспринимал всерьёз историю грехопадения, считал так называемый фактический грех не более чем болезнью морального чувства, которая излечивается через воспитание, избавляющее от пагубных страстей. Верил, что люди были созданы и остаются по природе добрыми и разумными; его вера в возможности демократического самоуправления в США опиралась именно на эти представления в духе Пелагия и Жан-Жака Руссо. На демократию в США Томас Джеферсон смотрел как на эксперимент, который должен показать, в какой мере «разум и истина» способны управлять людьми (письмо к судье Дж. Тайлеру от 28 июня 1804 г.). Лишь эксцессы Французской революции 1789–1799 гг. и наполеоновские войны вынудили его признать, что социальное зло – проблема не так легко разрешимая, как полагали просветители (письмо к Дж. Адамсу от 11 января 1816 г.).

 



 
PR-CY.ru