ДОДД Чарлз Харолд - Страница 4

Однако за разнообразием этой формы диалога он видит единство темы; это, по его мнению, предполагает, что cиноптическая и Иоаннова традиции вместе восходят к более ранней «несформировавшейся» («unformed») традиции учения Христа, большую часть которой можно восстановить из диалогов четвёртого Евангелия, не имеющих параллелей в синоптической традиции, но согласованных с ней тематически. В книге «History and the Gospel» Чарлз Харолд Додд делает вывод, что ценность метода анализа форм для оценки исторической достоверности Евангелий заключается в том, что он даёт возможность «изучить… материал, сгруппированный недавно» в «иных потоках традиции, сохранённых от влияния различных мотивов, и… через иные каналы, и сравнить эти потоки... на предмет их сближения и расхождения». При таком подходе можно получить различные в зависимости от точки зрения картины служения Христа, которые на самом деле образуют единство: «несомненно, что с самого начала предание учило, что Он жил, проповедовал, действовал, пострадал и умер как Мессия» – и никакой альтернативной традиции изначально не существовало. Кроме того, Чарлз Харолд Додд подчёркивает, что люди, находившиеся непосредственно под впечатлением от недавних событий, с большей вероятностью могут дать истинную оценку смысла описываемого ими, чем «высокомерный… римский аристократ», подобный Тациту, или современный автор, для которого характерен взгляд на события, близкий к нашему. Важнейшими для историко-критической библеистики Нового Завета были исследования Чарлзом Харолдом Доддом литературы, связанной с именем апостола Иоанна. В статье, посвящённой сравнению первого Послания и Евангелия от Иоанна, он показал различие авторов этих произведений. Выводы, сделанные в этой работе, учтены Чарлзом Харолдом Доддом в комментариях на Послания апостола Иоанна. В дальнейшем эти идеи были развиты в книге о толковании Евангелия от Иоанна, в которой рассматриваются религиозно-исторический фон Евангелия и «основные его идеи» (символизм, вечная жизнь, познание Бога, Истина, Логос и др.). Итогом многолетних трудов над проблемами четвёртого Евангелия стала работа о его исторических традициях. Чарлз Харолд Додд пришёл к выводу о существовании независимого от синоптической традиции до-иоанновского евангельского предания. Апостол Иоанн, как считает Чарлз Харолд Додд, написал своё повествование для эллинистической аудитории, отдалённой по времени и месту от евангельских событий. О мировоззрении первых читателей этого Евангелия, по его мнению, можно судить по литературе раввинистического иудаизма, по сочинениям Филона Александрийского и в литературе герметизма, при этом «отличительный характер Иоаннова христианства обнаруживается в преобразовании идей, общих с другими формами религии». Чарлз Харолд Додд не сомневается, что евангелист правильно понимает смысл служения Христа, использует самые сильные из современного ему религиозного языка понятия для выражения единства человека с Богом, чтобы подчеркнуть, что вера во Христа даёт возможность «вступить в личное общение с вечным Богом». Это сверхъестественное, неотмирное отношение всё же укоренено в этом мире не только потому, что может быть выражено только в практических действиях, но и потому, что центральное событие в действительности произошло в истории, «апрельским днём приблизительно в 30 г. н.э., за столом Тайной вечери в Иерусалиме, в саду напротив долины Кедрона, при дворе Понтия Пилата, и на римском Кресте на Голгофе».



 
PR-CY.ru