ДОДД Чарлз Харолд - Страница 3

Выделяемые авторами метода в евангельском материале «обобщающие резюме» (Sammelberichte – введённые евангелистом в отдельные перикопы указания на место и время и «редакторские» тексты, написанные им для скрепления всего повествования и поэтому якобы не имеющие никакой исторической ценности), сопоставленные вместе, по мнению Чарлза Харолда Додда, отражают общую структуру повествования о служении Христа в Галилее. В эту схему евангелист Марк включил остальной свой материал, который частично (на уровне перикоп и их комплексов) уже имел фиксированную форму в устном предании и был расположен евангелистом хронологически и по темам. Таким образом, Чарлз Харолд Додд приходит к выводу о возможности «достоверной последовательности событий, в которых можно проследить движение и развитие». Основная идея этой статьи была разработана в книге о развитии апостольской проповеди (1936 г.). Чарлз Харолд Додд отмечает, что общая схема керигмы апостола Павла, восстанавливаемой из его посланий, выглядит следующим образом: пророчества исполнились, с приходом Христа наступил новый век; Христос родился от семени Давидова, умер, согласно Писанию, чтобы освободить нас от нынешнего злого века; Он был погребён, воскрес, согласно Писанию, на третий день, вознёсся одесную Бога как Сын Божий и Господь живых и мёртвых; Он приидет как Судия и Спаситель людей. Та же самая схема в принципе прослеживается в речах апостола Петра (которые, как подчёркивает Чарлз Харолд Додд, не были созданы автором книги «Деяний св. апостолов» и не обнаруживают признаков влияния посланий апостола Павла), а также предполагается в Послании к Евреям и первом Послании апостола Петра. Данная схема керигмы, по сути, также совпадает с той, которая образуется в результате сопоставления непрерывного повествования «обобщающих резюме» Евангелия от Марка. Таким образом, Евангелие от Марка можно, по мнению Чарлза Харолда Додда, понимать как расширенную форму керигмы, в которой служение Христа изображается как развёрнутая преамбула к повествованию о страстях. В повествованиях евангелистов Матфея и Луки (в значительной степени из-за их соединения «учения» с «провозвестием») оригинальная перспектива керигмы изменена; однако в четвёртом Евангелии схему исторической керигмы можно увидеть «не менее ясно, чем у Марка», и именно четвёртое Евангелие даёт «наиболее проникновенное изображение» центрального смысла провозвестия Христа. Чарлз Харолд Додд, применявший метод анализа форм к исследованию евангельских текстов, довольно высоко оценивал историческую достоверность евангельской традиции. В статье о «Форме диалога в Евангелиях» он выделил среди уже отмеченных другими исследователями форм литературную форму диалога. Он может быть простым (разговор о подати в Мк. 12:14–17, вопрос о власти в Мк. 11:27–33) или более сложным (беседа с богатым юношей (Мк. 10:17–27), ответ на вопрос сыновей Зеведеевых (Мк. 10:35–45) и др.). Особенностью литературной формы диалога в более пространных беседах в четвёртом Евангелии (например, с Никодимом или с самаритянкой) является, по мнению Чарлза Харолда Додда, то, что здесь собеседники Христа играют пассивную роль.

 



 
PR-CY.ru