ДОДД Чарлз Харолд

ДОДД Чарлз Харолд (1884–1973 гг.) – английский библеист и богослов. В 1902–1906 гг. изучал классическую филологию и археологию в Оксфорде. В 1907 г. предпринял исследование римской нумизматики в Берлинском университете, раннехристианской эпиграфики в Модлин-колледже (Оксфорд). В 1906–1907 гг. посещал лекции Адольфа фон Гарнака в Берлине. В 1907–1911 гг. – университетский стипендиат Модлин-колледжа, здесь же с 1908 г. изучал богословие. В 1912 г. был ординирован в сан священника конгрегационалистской церкви в Уорике. С 1915 г. преподавал в Оксфорде, в 1927–1931 гг. читал лекции по Септуагинте. В 1930–1935 гг. – профессор библейской критики и экзегезы Нового Завета Манчестерского университета, в 1935–1946 гг. – профессор Кембриджского университета. С 1946 г. – член Британской академии. После эмеритации (1949 г.) продолжал читать лекции. В 1950–1961 гг. был генеральным директором проекта по подготовке нового английского перевода Библии. Темы богодухновенности и авторитета Библии затронуты Чарлзом Харолдом Доддом в ранней работе «The Authority the Bible» (Лондон, 1928 г.), в которой он близок к либеральному богословию, например, в выводе, что «религиозный авторитет Библии принимается нами, прежде всего, потому, что он погружает нас в религиозное состояние и пробуждает надежду». По сравнению с этим положением вторичным является использование Библии как источника вероучения; однако Чарлз Харолд Додд настаивает, что изображение Бога пророками – это «откровение истины непосредственно ищущему человеческому разуму». Более определённо Библия как источник сверхъестественного Откровения рассматривается в сочинении «Библия сегодня» (1946 г.), где, например, писания Нового Завета названы «авторитетным повествованием о… деянии Бога, которым Он установил отношения между Собой и Церковью... документом, определяющим статус Церкви как народа Божия и условия, в которых этот статус даётся, и обязательства, которые это влечёт за собой». Выяснению самого раннего экзегетического метода, «фундамента» христианского мышления, посвящена работа Чарлза Харолда Додда «Согласно Писаниям» (1952 г.). Он делает вывод, что приводимые авторами Нового Завета «тестимонии» (свидетельства об исполнении обетований Ветхого Завета) являются примерами понимания вполне определённых мест Ветхого Завета как обетований, нашедших исполнение в служении Христа, и содержат «следы оригинального, последовательного и гибкого метода библейского толкования», в котором внимание экзегета было направлено на исторический контекст и изначальную интенцию цитируемых пассажей. В основе толкования лежало представление об истории, подчинённой власти Бога, воздействие Которого «на человеческое общество проявляет себя негативно – как суд над делами людей, и позитивно – как сила обновления или искупления». Этот герменевтический принцип – общий для апостолов Павла, Иоанна и автора Послания к Евреям, но создателем его Чарлз Харолд Додд считает Иисуса Христа. В известной книге о притчах Христа он развивает учение о провозвестии Христа, эсхатологическая суть которого, по Чарлзу Харолду Додду, выражается термином «осуществленная эсхатология» («realized eschatology»).

 



 
PR-CY.ru