Словарь по христианству Д «DEI FILIUS»

«DEI FILIUS»

«DEI FILIUS» (офиц. лат. название: «Constitutio dogmatica de Fide Catholica» – «Догматическая конституция о католической вере»; традиционное название по первым словам: «Dei Filius et generis humani Redemptor» – «Сын Божий и рода человеческого Искупитель...») – догматическая конституция, принята первым Ватиканским собором и утверждена 24 апреля 1870 г. папой Римским Пием IX (1846–1878 гг.). Одной из основных целей документа было догматическое закрепление в католическом вероучении осуждения ряда мировоззренческих систем и позиций XVIII–XIX вв. Существенное влияние на составление конституции оказала энциклика папы Пия IX «Quanta cura» (1864 г.) и её приложение «Syllabus», в которых перечислялись и осуждались «главнейшие заблуждения» времени, в том числе пантеизм, натурализм, рационализм, индифферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. На основании этих документов предсоборная комиссия разработала проект догматической конституции «De doctrina catholica contra multiplices errores ex rationalismo derivatos» («О католическом учении против многочисленных заблуждений, происходящих из рационализма»). Автор проекта – австрийский священник-иезуит Дж. Францелин, преподаватель догматического богословия в римском Германском коллегиуме. Проект, состоявший из 18 глав, был впервые рассмотрен на четвёртом генеральном заседании (конгрегации) первого Ватиканского собора 28 декабря 1869 г.; в ходе обсуждения (28 декабря 1869 г. – 10 января 1870 г.) подвергнут критике за неясность и излишний радикализм и отправлен на доработку. В подготовке нового проекта участвовали архиепископ Мехелена Виктор Дешан, епископ Пуатье Луи Пи, епископ Падерборна Конрад Мартин, а также немецкий богослов пресвитер-иезуит Йозеф Клёйтген. В конце февраля 1870 г. новый проект был представлен Догматической комиссии. Он состоял из двух частей: в первой рассматривались общие теоретические богословские положения; во второй разбирались конкретные догматы (о Пресвятой Троице, о сотворении человека, о тайне Воплощения и т.д.); завершался проект 28 правилами. После обсуждения (1–11 марта 1870 г.) комиссия пришла к заключению, что проект является слишком обширным, чтобы принять его как единый документ. Окончательный проект конституции был составлен из первой части (четыре главы) предыдущего проекта и 18 правил. 14 марта текст был роздан участникам Собора; 18 марта – 12 апреля обсуждался на генеральных заседаниях Собора. В целом проект был одобрен; некоторые епископы внесли предложения о включении ряда поправок. Оживлённые прения вызвала вторая глава проекта, затрагивающая вопрос о так называемом традиционализме – философско-богословском учении Луи Габриэля Амбруаза де Бональда и Жозефа де Местра. Ряд участников Собора настаивали на категорическом осуждении этого учения; другие полагали, что было бы полезнее воздержаться от осуждения умеренных форм традиционализма.

 



 
PR-CY.ru