«DEI VERBUM» - Страница 9

Называя Бога «автором» книг Ветхого и Нового Завета, написанных «под вдохновением от Святого Духа», конституция подчёркивает единство авторства Бога и человека: «Для составления же священных книг Бог избрал определённых людей, воспользовавшись их способностями и силами, чтобы при действии Его Самого в них и через них они письменно передали, как настоящие авторы, всё то, и только то, что Он хотел». В отличие от энциклик «Providentissimus Deus», «Spiritus Paraclitus» и «Divino Afflante Spiritu» текст «Dei Verbum» не содержит учения об абсолютной, т.е. не ограничивающейся областью веры и нравственности, непогрешимости, или безошибочности, Священного Писания, которое излагалось ещё в первой и второй схемах конституции. В статье 12 первой схемы утверждалось, что «из этого распространения богодухновенности на всё прямо и необходимо следует полное освобождение от ошибки всего Священного Писания» («ex hac divinae Inspirationis extensione ad omnia, directe et necessario sequitur immunitas absoluta ab errore totius Sacrae Scripturae») и что «богодухновенность… исключает и отвергает всякую ошибку в любом религиозном или мирском деле» («divina Inspiratio… excludat et respuat errorem omnem in qualibet re religiosa vel profana»). Согласно статье 11 второй схемы, «всё Писание… полностью свободно от всякой ошибки» («totam Scripturam… ab omni prorsus errore immunem esse»). В статье 11 третьей схемы совершён переход от негативной формулировки (богодухновенное Писание полностью безошибочно) к формулировке с позитивным содержанием конечной цели богодухновенной Библии – «учить истине без какой-либо ошибки». Статья 11 четвёртой схемы даёт в этом месте понятие «спасительная истина» («veritatem salutarem»), в итоговом тексте документа замененное формулировкой: «Книги Писания твёрдо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения пожелал запечатлеть Священными Письменами». Согласно «Dei Verbum», Римско-католическая церковь считает «все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями… священными и каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа… они имеют автором Самого Бога и как таковые были переданы Церкви». «Dei Verbum» ссылается на догматическую конституцию о католической вере первого Ватиканского собора «Dei Filius», которая утвердила учение Тридентского собора о каноне книг Священного Писания. Тем не менее, в «Dei Verbum» второй Ватиканский собор «не высказался относительно внутрицерковного значения возникновения, формирования и утверждения канона». Официальная позиция Римско-католической церкви по вопросу о формировании канона Священного Писания впоследствии была изложена в составленном Папской библейской комиссией и опубликованном в 1993 г. документе «Интерпретация Библии в Церкви» («The Interpretation of the Bible in the Church» – IBC), где были конкретизированы некоторые положения «Dei Verbum». Учение о Ветхом Завете излагается в статьях 14–16 конституции. «Домостроительство спасения» предстаёт «истинным словом Божиим в книгах Ветхого Завета», его основной задачей является приуготовление «пришествия Христа, всеобщего Искупителя, и Его мессианского Царства».

 



 
PR-CY.ru