Словарь по христианству Д «DIVINO AFFLANTE SPIRITU»

«DIVINO AFFLANTE SPIRITU»

«DIVINO AFFLANTE SPIRITU» (лат. – «Божественным наитием Духа») – энциклика папы Римского Пия XII (1939–1958 гг.) о методах изучения Священного Писания, опубликована 30 сентября 1943 г. в честь 50-летия энциклики «Providentissimus Deus» папы Римского Льва XIII (1878–1903 гг.). Основная цель публикации «Divino Afflante Spiritu» – поддержка католической экзегезы в соответствии с учением «Providentissimus Deus» – «высшего руководства в библейских исследованиях». В исторической части перечислены достижения католической библеистики за 50 лет, в том числе учреждение Библейской комиссии (1902 г.), создание комиссии по пересмотру Вульгаты (1907 г.), основание Папского библейского института (1909 г.), учреждение академических учёных степеней в области библеистики (1924 г.), основание в Риме бенедиктинского аббатства св. Иеронима для подготовки нового издания Вульгаты (1933 г.). В систематической части изложены основные принципы толкования Священного Писания. Признаётся польза историко-критического метода как «наиболее эффективного подспорья для надлежащего издания текста Священного Писания». Первостепенной задачей экзегезы провозглашается определение буквального смысла библейских слов, для раскрытия которого признаётся необходимым обращение к филологии, античной истории и литературе, археологии, этнологии и другим светским наукам. Помимо буквального смысла слов экзегет призван раскрывать духовный смысл, не допуская при этом, чтобы подлинный смысл Священного Писания был представлен чуждыми метафорическими значениями событий и фактов. Экзегет должен следовать «толкованиям и заявлениям Учительства Церкви», объяснениям отцов церкви, «аналогии веры». Энциклика отмечает необходимость исторической критики – «понять особенности характера того или иного священнописателя, условий его жизни, эпохи, в которую он жил, какие устные и письменные источники он использовал, и, наконец, его манеру письма», чтобы определить то, что намеревался сказать писатель, – в этом состоит «высшее правило толкования». Экзегет должен определить, какие «литературные жанры» использовали библейские авторы, поскольку из всех способов выражения мысли у древних народов, особенно восточных, «ни один не чужд Священным Книгам, лишь бы только используемый жанр ни в чём не противоречил ни святости, ни Истине Божией». Обращаясь к излагавшейся в «Providentissimus Deus» и в энциклике «Spiritus Paraclitus» (1920 г.) папы Римского Бенедикта XV (1914–1922 гг.) «вербальной концепции богодухновенности», «Divino Afflante Spiritu», по существу, отходит от терминологии этих энциклик и утверждает влияние «личных особенностей и личностных качеств» богодухновенного автора священной книги на составляемый им текст (об отходе католического богословия от «вербальной концепции богодухновенности» см. в ст. «Dei Verbum»).

 



 
PR-CY.ru