ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 8

Очень часто изображался Ной в ковчеге, встречающий голубя, возвращающегося после потопа с веткой в клюве. «Ной в ковчеге» поучал верующих, что как этот патриарх переступил порог своего плавучего дома в старом мире и вышел из него в новом, так христианин после пребывания в гробнице воскреснет для жизни вечной. История Ионы обычно изображалась в трёх моментах: корабельщики бросают его в открытую пасть фантастического морского чудовища, подплывшего к кораблю, – чудовище извергает его на берег – Иона лежит не берегу под деревом. Излюбленность этого сюжета исследователи объясняют сопоставлением его с трёхдневными событиями смерти, погребения и воскресения Спасителя. Иона, поглощённый и извергнутый чудовищем, напоминал воскресшего Спасителя и будущее восстание из мёртвых. «Воскрешение Лазаря» сильнее и положительнее обещало верующим восстание из мёртвых. Эта утешительная надежда, которая была главной причиной распространения новой веры в греко-римском мире, выражается в христианском искусстве более значительным количеством символических сцен и фигур, чем все другие догматы. Три отрока, брошенные в раскалённую печь Навуходоносором за отказ поклониться его истукану, составляли также очень любимый сюжет в древнехристианском искусстве вследствие некоторой аналогии между этими отроками и верующими, казнёнными за отвержение ложных богов и неповиновение цезарю. Бедствия Иова сравнивались с земным существованием, а счастье, которым он был награждён после испытания, – с жизнью будущего века. Очень часто изображался Моисей, снимающий сандалии, чтобы приблизиться к купине, или изводящий жезлом воду из скалы в пустыне. Моисей в виде римлянина, иссекающего воду из скалы, или получающий скрижали завета; явление ему Бога в купине огненной; Адам и Ева в момент грехопадения, Каин и Авель, Самсон, Давид, Илия, возносящийся на небо, Товия, Сусанна в виде овечки между двумя волками; превращение воды в вино и умножение хлебов Спасителем, как символы евхаристии; мудрые и неразумные девы; отречение апостола Петра – все эти сюжеты также изображались первыми христианами в катакомбах. Сцены исторические, для напоминания какого-либо события из жизни Спасителя, были очень немногочисленными в первоначальном христианском искусстве. Таковы поклонение волхвов, встречающееся с очень раннего времени; крещение Спасителя; Его беседа с самаритянкой у колодца; исцеление слепого и параличного, несущего свой одр; вход во Иерусалим; Вознесение и Воскресение. Соединение Богоматери, Иосифа и Младенца Спасителя встречается в катакомбной живописи довольно редко; оно напоминает «Святое семейство» эпохи Возрождения. Особенно излюбленной были картина, изображающая воскрешение Лазаря; она повторяется большое число раз и почти всегда в одних и тех же формах: Христос, в виде юноши, касается жезлом стоящей в гробнице спеленутой мумии. Иногда гробница имеет вид пещеры, иногда форму римского колумбария – небольшого, стоящего на возвышении здания, к которому ведёт лесенка, и фасад которого украшен двумя колоннами, поддерживающими фронтон. Вообще в древнехристианском искусстве символизм преобладал в столь сильной степени, что исследователям трудно определить границы между сюжетами символическими и историческими.

 



 
PR-CY.ru