ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 5

На Западе символы также находили широкое применение в искусстве, поэтому при своём появлении христианская живопись принимает вполне символический характер. Отчасти это произошло от необходимости скрывать сущность новой веры от язычников и не изобличать себя христианами, но также и вследствие самой сущности христианства, поучавшего аллегорическим словом, притчами и метафорами. Из-за этого у христиан с раннего времени начинают появляться символические знаки и фигуры; они вырезались и чертились на плитах возле надгробных надписей, заделывавших гробницы катакомб, изображались на стенах и в барельефах саркофагов, на камнях перстней и т.д. Такова, например, пальма – знак победы в мире классическом, а у христиан – торжества над земными искушениями, над смертью и воскресением, а равно мученичества. То же значение имел и венок. Якорь, один из самых распространённых древнехристианских символов, был символом христианской надежды, причём верхней его части сообщалась иногда форма креста, выражавшая, что крест есть основание христианской надежды. Голубь был символом Святого Духа, а также невинности христианской души и чистосердечия, а с оливковой веткой в клюве – мира, подобно голубю Ноя; феникс, который в язычестве был символом вечности, стал символом воскресения из мёртвых. Павлин означал бессмертие, петух – воскресение, т.к. он своим пением будит людей. Корабль был символом общины верующих, т.е. церкви, обозначая, что как на море вне корабля человек погибает, так точно и верующий не может спастись вне церкви. Агнец напоминал Спасителя; олень, идущий к источнику, изображал верующего, жаждущего слова Божьего. Фигура рыбы символизировала Христа на следующем основании: если соединить первые буквы каждого слова греческой фразы: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», то получается: ΙΧΘΥΣ, т.е. рыба. Крест в глазах язычников был орудием одной из самых позорных казней, а его почитание вызывало насмешки и осуждение, поэтому христиане не любили изображать крест. Но орудие казни у римлян стало у христиан орудием искупления (он появляется в их иконографии только в конце IV в.). Верующие напоминали крест различными фигурами, более или менее приближавшимися к нему по форме. Они изображали его не отдельно, а в соединении с монограммой Христа, состоящей первоначально из одной греческой буквы «Х». С V в. крест начинает встречаться на христианских памятниках уже гораздо чаще. Распятие по той же причине, как и крест, не изображалось в начальную пору христианства и явилось только в VI в.; искусство пришло к его изображению постепенно, рядом приготовлений, например, представляя агнца у подножия креста. Замечательным символом Христа было изображение Орфея, игравшего на лире и окружённого слушающими его зверями: как он своей песней укрощал диких зверей, так и Христос словом привлекал сердца и руководил ими. Встречается ещё лев как символ силы и могущества, орёл – символ юности, змей – символ зла и, в частности, дьявола. Ко второму роду древнехристианских изображений, аллегорических, принадлежат большей частью целые композиции, имеющие иносказательный смысл. Сюда относятся, главным образом, иллюстрации евангельских притч и на первом месте – притчи о Добром Пастыре, который представляет прообраз Христа, согласно Его словам «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10:14).

 



 
PR-CY.ru