ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 4

В III в. устанавливается также система распределения сюжетов и украшения комнат и гробниц. Главные фигуры изображаются уже в известной позе и обстановке. Декоративные мотивы ещё очень богаты, но в катакомбной живописи начинает всё больше и больше преобладать симметрия. В середине потолка, обычно в восьмиугольнике или круге, изображается главная фигура: «Добрый Пастырь», «Орфей» и т.п.; в компартиментах, окружающих средний, или в рамках, пишутся эти сцены Ветхого и Нового Завета; иногда между ними помещаются пейзажи с животными, а в углах – летящие птицы; пустые пространства заполняются декоративными мотивами или геометрическими фигурами, составленными из цветных линий. Древнейшие катакомбные росписи, отличающиеся наибольшим изяществом и благородством стиля, свободой исполнения и высоким мастерством художников, иногда ограничиваются лишь орнаментом, животным и растительным. Позднее среди орнамента и арабесок встречаются две–три библейские сцены, и чем ближе к IV в., тем больше возрастает число фигур и сцен. Подобно языческим и еврейским гробницам, стены и потолки христианских усыпальниц разделяются обрамлениями на части, имеющие геометрические формы – креста, круга, креста, вписанного в круг, круга, разделённого радиусами и вписанного в прямоугольник, и т.д. В этих разнообразных рамках распределяются сюжеты и орнаментальные формы, среди которых есть языческие Гении, Виктории, маски Посейдона и т.п., наряду с грифами, головками – изображениями ветров, кариатидами, поддерживающими архитрав, козочками на пьедесталах, пантерами и виноградными лозами. Когда изображается какая-либо сцена, действующие лица в ней являются античными фигурами, одетыми в тунику и паллиум, обычно безбородыми. Иногда библейские и евангельские лица представляются под видом курчавых и обнажённых детей, гениев и амуров. Эти крылатые и бескрылые мальчики изображаются также в сценах жатвы и собирания винограда, в сценах с морскими чудовищами, с рыбами и птицами. Фоном для всех этих декоративных композиций всегда служил белый или слегка желтоватый стук, на котором они писались. Контур фигур намечался остриём по свежей штукатурке или лёгким абрисом кисти. В росписях первых двух веков гамма красок довольно богата, и тона вполне определённы, но уже с III в. понемногу утрачивается искусство писать человеческое тело. Античные традиции сохраняются дольше лишь в исполнении одежд и драпировок, а также в лёгкой отделке орнамента. Большинство фигур пишется тремя красками – жёлтой, красной и зелёной на белом фоне. В более поздних росписях, уже на рубеже Средних веков, в человеческих телах преобладает желтоватый тон, усиленный кое-где тёмно-красным, причём каждый орган тела и каждая складка одежды очерчиваются чёрным, оттенения исполняются линейно и всё грубее и грубее. Древнейшие христианские священные изображения, возникшие очень рано, распадаются по содержанию на три группы: символические, аллегорические и исторические. На Востоке, где появилось христианство, религиозное и философское мышление всегда было связано с символизмом и иносказанием.

 



 
PR-CY.ru