ДИМИТРИЙ ХРИСОЛОР

ДИМИТРИЙ ХРИСОЛОР (до 1360 – после 1416 гг.) – византийский учёный, писатель, дипломат. Противник унии. Сведения о его жизни достаточно скудные. Иногда его считают братом Мануила Хрисолора, однако их родство не доказано. В 1384–1385 гг. Димитрий Хрисолор как посол императора Иоанна V Палеолога ездил к некоему «варварскому» правителю, вероятно, к турецкому султану Мураду I. В 1401–1403 гг. находился в Константинополе. Был близок ко двору императора Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.), в 1403–1408 гг. служил месадзоном у его племянника императора Иоанна VII Палеолога, резиденция которого находилась в возвращённой турками Фессалонике. В 1407 и 1408 гг. был направлен с миссией от Иоанна VII к султану Сулейману. В 1408–1409 гг. выступал за церковный мир и согласие на Соборе в Константинополе по поводу смещения митрополитов Макария Анкирского и Матфея Фракийского. С 1409 г. – член синклита. В 1416 г. участвовал в Соборе в храме св. Апостолов в Константинополе как представитель императора. Автор ряда антилатинских полемических сочинений, обобщающих взгляды Нила Кавасилы против латинского учения об исхождении Святого Духа, опровергающих нападки на Кавасилу сторонника унии Димитрия Кидониса в форме диспута об исхождении Святого Духа и учении об ангелах, который ведётся от лица Кавасилы, Кидониса, Фомы Аквинского и Димитрия Хрисолора. Его диспут с неким Антонио д'Асколи о бытии и небытии построен вокруг толкования слов Христа, сказанных Иуде на Тайной вечере: «...Лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Долгое время Димитрию Хрисолору приписывались антилатинские трактаты Варлаама Калабрийского. К творческому наследию Димитрия Хрисолора принадлежат также «Похвала блохе», благодарственная речь Богородице 1403 г., в годовщину поражения султана Баязида I при Анкаре, энкомий Димитрию Солунскому, сочинения по астрономии, рассуждения об идеальном императоре, сто писем к императору Мануилу II, письма к другу Иоанну Хортазмену, Мануилу Хрисолору, Слова на Благовещение, Рождество Христово, Преображение, Воскресение и Успение Богородицы. Слово на Успение практически идентично подобному Слову Иоанна Геометра. В одном из неизданных диалогов Димитрий Хрисолор выступал против разногласий среди православных, призывая их к миру и согласию. Большая часть его сочинений остаётся неизданной.

 
PR-CY.ru