Словарь по христианству Д ДРАКОНТИЙ Блосий Эмилий

ДРАКОНТИЙ Блосий Эмилий

ДРАКОНТИЙ Блосий Эмилий (ум. после 496 г.) – христианский писатель, представитель позднеантичной латинской поэзии. Происходил из Карфагена (Северная Африка). Сведения о жизни Драконтия содержатся в его сочинениях: в «Оправдании» («Satisfactio»), обращённом к королю вандалов-ариан Гунтамунду (484–496 гг.), в колофоне одной из средневековых рукописей его «Спора о статуе храброго мужа», где сообщается полное имя поэта, также он назван vir clarissimus (титул, указывающий на принадлежность к сенаторскому сословию), «удостоенным тоги проконсульского суда родного Карфагена». Исследователи полагают, что Драконтий был юристом при проконсуле Африки; по словам самого Драконтия, он «добивался оправдания виновных в суде, возвращал неимущим собственность». Классическое образование получил в Карфагене в школе грамматика Фелициана. О резкой перемене в его судьбе исследователям известно из «Оправдания» – поэт вызвал гнев Гунтамунда панегириком в честь другого властителя, за что был отправлен в тюрьму, где, по-видимому, написал «Оправдание», надеясь получить свободу. Скорее всего, панегирик был обращён к византийскому императору Зинону (474–491 гг.), однако, по мнению некоторых исследователей, им мог быть и остготский король Теодорих Великий, что, по мнению других исследователей, маловероятно, т.к. последний, захватив в 493 г. Италию, был врагом Гунтамунда, и в этом случае Драконтий был бы наказан более сурово. Свободу Драконтию принесла смерть Гунтамунда и приход в 496 г. к власти короля Трасамунда, который вернул ему конфискованное имущество. Творчество Драконтия исследователи делят на сочинения, связанные с античным наследием, и христианскую поэзию. Светские и мифологические стихи представлены сборником «Romulea» («Римские» – этим названием Драконтий, вероятно, хотел подчеркнуть связь своего творчества с традициями древнеримской дохристианской литературы), куда вошли поэма «Слова Геркулеса», две эпиграммы, посвящённые Фелициану. «Трагедия Ореста», не вошедшая в сборник, является новой интерпретацией общеизвестного античного мифа: Драконтий устраняет богов из истории, лишь в конце поэмы внезапно появляется Афина, чтобы оправдать Ореста; в качестве сверхъестественных сил действуют только души умерших героев. В «Оправдании», адресованном королю вандалов-ариан, Драконтий намеренно избежал античных сюжетов и обратился к библейской идее милосердия Божия, которое проявляется в акте творения мира и далее во всей истории Ветхого и Нового Заветов. Автор указывает, что милосердие не останется без награды – Бог по природе Своей милосерден и вознаграждает всех, кто следуют этой добродетели. Тема милосердия Божия – центральная и для главного сочинения Драконтия из четырёх книг – поэмы «Хвала Господу». Первая книга посвящена проявлениям милости Божьей в Ветхом Завете, вторая – в Новом Завете. В третьей книге Драконтий противопоставляет ряд библейских праведников героям Античности, как мифологическим, так и историческим. В четвёртой книге, написанной, по-видимому, под влиянием Августина Блаженного, помимо основной темы рассматривается проблема греховности человечества, развращённости мира и человеколюбия Бога. Часть «Хвалы Господу», посвящённая творению мира (шестодневу), в VII в. сохранилась в рукописях как самостоятельное произведение; о нём упоминает Севильский епископ Исидор, оно содержится в ряде стихотворных сборников каролингской эпохи. Младший современник Исидора Евгений III, епископ города Толет (современный Толедо), сделал переработку этой части для вестготского короля Хиндасвинта.

 
PR-CY.ru