ДАУЛЕЙ Роман Павлович

ДАУЛЕЙ Роман Павлович (1873–1949 гг.) – этнограф, миссионер. Из крестьянской кряшенской семьи. Окончил церковноприходскую школу в селе Шеморбаш, Казанскую центральную крещено-татарскую школу, в 1893 г. – Казанскую учительскую семинарию. В 1896 г. поступил в четвёртый класс Симбирской духовной семинарии, в 1899 г. окончил её по первому разряду. В 1903 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Школа среди инородцев Восточной России». По ходатайству братства Казанского святителя Гурия был освобождён от обязательной шестилетней службы по церковно-учебному ведомству. С 1 июля 1893 г. по 1 сентября 1896 г. работал учителем в земских школах Казанской губернии. С 27 сентября 1903 г. служил в канцелярии Казанского учебного округа Министерства народного просвещения, с 24 сентября 1906 г. преподавал русский язык в Казанской учительской семинарии, с 1907 г. по совместительству (с перерывами) – в Казанской центральной крещено-татарской школе. Одновременно в 1903–1912 гг. Р.П. Даулей был секретарём Совета братства святителя Гурия, в 1903–1917 гг. – сотрудником переводческой комиссии при Православном миссионерском обществе, с 1911 г. – внештатный член Казанского епархиального училищного совета. Сразу после окончания Казанской духовной академии начал работать над переводами на татарский язык духовной литературы. Переводы издавались анонимно, но известно, что их авторами помимо Р.П. Даулея были директор Казанской учительской семинарии Алексей Андреевич Воскресенский и директор Казанской центральной крещено-татарской школы протоиерей Тимофей Егорович Егоров. Отдельными брошюрами были изданы Жития святителей Василия Великого, Григория Богослова (1903), преподобного Серафима Саровского (1904), святителя Аверкия Иерапольского, царя и пророка Давида, святителей Петра мытаря, Харитона, преподобных Виссариона, Серапиона, Симона, Христа ради юродивого, преподобномучеников Дамаскина, Илии Ардуниса, Никодима, Романа, преподобной Исидоры, Христа ради юродивой, мученицы княгини Феодоры Владимирской, апостола Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мучеников Маманта, Фоки (1905 г.), сборника рассказов из Жития святых для детей (1907 г.), Жития первомученика Стефана (1908 г.), равноапостольных Константина и Елены (1914 г.). Те же авторы продолжили начатую Николаем Ивановичем Ильминским и священником Василием Тимофеевичем Тимофеевым работу по переводу на татарский язык молитв и богослужений: были опубликованы Последование ко св. причащению (1906 г.), Акафист иконе «Благовещение Пресвятой Богородицы» (1910 г.), молитва после сугубой ектении (1911 г.).

 



 
PR-CY.ru