ДУХОБОРЧЕСТВО - Страница 5

В этом Соборе во главе с Елевсием Кизическим и Маркианом Лампсакским приняли участие 36 сторонников духоборчества, однако убедить их принять православное учение о Святом Духе не удалось. Император Феодосий I Великий подтвердил решения Собора и, предприняв в июне 383 г. ещё одну безуспешную попытку переубедить еретиков, в 383 или 384 г. запретил духоборчество в законодательном порядке. Впрочем, как сообщает Сократ Схоластик, наиболее суровые меры были применены по отношению к аномеям (евномианам), остальные же, в том числе и духоборцы, могли существовать более или менее свободно. После вселенского осуждения о духоборчестве вспоминают лишь на окраинах христианского мира. Существование сторонников духоборчества после диспута 392 г. ещё отмечено в 428 г., когда новый епископ Константинополя Несторий убедил императора закрыть их церкви в столице и в Кизике, при этом «некоторые из македониан обратились к православной церкви и приняли веру в единосущие». Центром учения духоборчества является Третье Лицо Святой Троицы, однако предпосылкой их богословия служат разнообразные доктрины о Боге Слове, получившие распространение в период арианских споров. В отношении Бога Сына среди духоборцев не было единого мнения. Отдельные представители духоборчества придерживались православных взглядов. Другие не разделяли православного учения о единосущии Сына Отцу, предпочитая говорить о «подобии по сущности» или о «подобии по ипостаси». Третьи считали себя последователями Лукиана Антиохийского, приводя его символ веры как образцовый. Афанасий Великий усматривает закономерную зависимость еретиков от ариан, несмотря на старание первых размежеваться со вторыми, – и те и другие, в конечном счёте, погрешают против Святой Троицы. Богословская логика духоборцев напрямую зависит от арианской богословской системы, ясно выраженной, например, у Евномия: Сын есть творение Отца, а Дух – творение Сына. Согласно духоборчеству, Троица возникает в результате изменения и приумножения, изначально будучи Двоицей, она воспринимает появление твари, возникая после Отца и Сына. Другую схему нисходящих отношений Лиц Святой Троицы приводит Григорий Нисский: еретики допускают, что Отец есть Бог, Сына они называют Божеством, а Духа – силой Божества (ср.: Дух есть действие (operatio) Божества). Так что «динамическая триадология» в равной мере присуща и арианам, и духоборцам. Сами ариане делали иногда вполне духоборческие выводы из своего учения. Евномий, например, называл Святого Духа служебным духом и причислял Его к творениям. Таким образом, духоборцы лишь на словах непричастны арианскому учению, в действительности же генетически от него зависимы. Учение о Святом Духе у духоборцев отличается разнообразием трактовок. Наиболее нейтральная формулировка принадлежит Евстафию Севастийскому: «Я не дерзаю называть Святого Духа ни Богом, ни тварью». Тропики были настроены более решительно. Они утверждали, что Святой Дух есть творение из рода служебных духов, лишь одной ступенью в иерархии разумных существ отличающееся от ангелов. Дух принадлежит к ангельскому чину, хотя есть больший среди ангелов. Отношение Духа к Отцу и Сыну характеризуется у духоборцев понятием иносущия.

 



 
PR-CY.ru