ДУХОБОРЧЕСТВО - Страница 2

Этому посвящены целиком Слово 5 о богословии и отчасти Слово на Пятидесятницу. Григорий Нисский составил трактат «Против македониан о Святом Духе», в котором подробно излагается учение духоборчества и приводится развёрнутое опровержение доводов духоборцев. Григорию Нисскому также принадлежит письмо, дошедшее в корпусе писем Василия Великого, где кратко представлена суть духоборчества. В 376 г. в Иконии Амфилохий, епископ Иконийский при поддержке Василия Великого провёл церковный Собор, который предал учение духоборчества анафеме. После окончания Собора он составил послание, отражающее учение Собора, а также основные положения осуждённого учения. Александрийский дидаскал Дидим Слепец уделил немало внимания учению о Святом Духе, которое начало формулироваться в результате богословской полемики с еретиками. Этой теме посвящён отдельный трактат Дидима. В нём приводятся важные свидетельства об особенностях аргументации сторонников духоборчества, хотя автор не ставит перед собой задачи последовательно изложить содержание учения духоборцев. В трактате «О Святой Троице» («De Trinitate») Дидим помещает пространный фрагмент диалога между македонианином и православным, где также приводится подробная богословская аргументация духоборцев. Феодор Мопсуестийский в 392 г. принял участие в богословском диспуте со сторонниками духоборчества в сирийском городе Аназарв и оставил подробный отчёт об этом состязании, из которого вышел победителем. Другие свидетельства о духоборчестве принадлежат историкам и ересеологам. Епифаний Кипрский посвятил духоборчеству главу своего сочинения под названием «Против духоборцев» (датируется 377 г.), содержащую едкие характеристики духоборцев. Так, они уподобляются кентаврам из-за вопиющей двойственности и противоречивости их догматического сознания: одни из них придерживаются арианских взглядов относительно Сына, другие – вполне православных. Руфин Аквилейский в своей «Церковной истории» (402 г.) сообщает, что около 361 г. арианский лагерь распался на три группы: евномиан, ариан и македониан (последние утверждали, что ни у Отца с Сыном, ни у Святого Духа с Отцом и Сыном нет ничего общего). Августин Блаженный в 428 г. подтверждал, что греки называют духоборцев македонианами. Подробные сведения о духоборчестве и его представителях приводятся церковными историками V в. Однако предпринятая ими попытка атрибутировать возникновение ереси Константинопольскому епископу Македонию I внесла существенную путаницу в вопрос о происхождении и распространении духоборчества. В этом отношении особенно важно свидетельство Сократа Схоластика о том, что во главе духоборчества стоял Македоний, первоначально бывший приверженцем арианства. После низложения в 360 г. он стал распространять учение о подобосущии Святого Духа, избегая включать Его в богословие Святой Троицы. Сократ называет и других представителей духоборчества: Марафония (от которого происходит другое название сторонников духоборчества – «марафониане») и Евстафия Севастийского. Сократ приводит слова Евстафия: «Не могу признавать Cвятого Духа Богом, но не смею называть Его и тварью», упоминает также о посольстве сторонников духоборчества в Рим к епископу Либерию. Он говорит о некотором успехе проповеди духоборчества в середине 360.

 



 
PR-CY.ru