Словарь по христианству Д ДУХОБОРЧЕСТВО

ДУХОБОРЧЕСТВО

ДУХОБОРЧЕСТВО – еретическое учение, отвергавшее божественность Святого Духа. Наибольшее распространение с конца 350 по 380 гг. получило на востоке Римской империи, в Египте, Константинополе и Геллеспонте, а также в Малой Азии. Исторические свидетельства о духоборчестве весьма скудные и отрывочные, несмотря на широкий резонанс, вызванный этим учением, ставшим предметом рассмотрения вторым Вселенским собором (381 г.). С духоборцами полемизировали крупнейшие богословы эпохи – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, а также Дидим Слепец и значительно позднее Феодор Мопсуестийский. Письма Афанасия I Великого к Серапиону Тмуитскому (датируются 359 г.) служат первым историческим свидетельством о духоборчестве. В них говорится о появлении в Тмуитской епархии, расположенной в дельте Нила, некой группы христиан, учивших, что Святой Дух есть творение. Афанасий называет новоявленных еретиков тропиками (производное от слова «тропос» – фигура речи), поскольку в целях обоснования своего учения они прибегали к приёмам превратного толкования текста Священного Писания (более известное название «духоборцы» у Афанасия встречается только в форме причастия). Афанасий признаёт, что духоборцы достаточно образованны, чтобы приводить в качестве доказательства цитаты из Священного Писания, кроме того, они владеют искусством ведения спора. Однако духоборцы в то время были немногочисленными и не имели большого успеха и даже у ариан вызывали неприятие. Афанасий уверен в их скором исчезновении, поскольку они «не имеют в себе Духа». Тем не менее, потребовалось догматическое разбирательство, состоявшееся на поместном церковном Соборе в Александрии в 362 г. В «Томосе к антиохийцам», составленном Афанасием, представляющем собой изложение учения этого Собора, содержится анафема на духоборцев, «дерзающих богохульствовать на Духа Святого», именующих Его тварью. Под именем Афанасия дошло также несколько диалогов, имеющих важные свидетельства о богословском содержании духоборчества: «Dialogi duo contra Macedonianos» («Два диалога против македониан»); три диалога «Dialogi de sancta trinitate» («Диалоги о Святой Троице»); третий предоставляет особенно подробные сведения о духоборчестве. Ряд сочинений Василия Великого содержит некоторые данные о духоборчестве и полемику с духоборцами. Третья книга трактата «Против Евномия» («Adversus Eunomium») посвящена учению о Святом Духе и опровержению еретических мнений по этому вопросу. Первым духоборцем Василий называет Евномия, поскольку тот учил, что Сын – творение Отца, а Дух – творение Сына. В 374 г. Василий Великий приступил к составлению обширного трактата «О Святом Духе» против еретических Севастийского взглядов епископа Евстафия; трактат включает многочисленные сведения о духоборчестве; получил распространение лишь после 376 г. Кроме того, теме духоборчества и его основным действующим лицам посвящён ряд писем Василия. Евстафия Севастийского он называет главой духоборцев и описывает долгий путь его богословских исканий, закончившийся оформлением новой ереси – духоборчества. Григорий Богослов многократно вступал в открытую полемику с духоборцами, в особенности в константинопольский период (379–381 гг.).

 



 
PR-CY.ru