ДУАЛИЗМ - Страница 2

Особого рода дуализм лежит в основе древнекитайских религиозных и философских учений. Основу бытия составляют два основных мировых начала – инь и ян (букв. значение этих слов – «пасмурная и солнечная погода» или «теневая и солнечная стороны»). Древнекитайские мыслители (начиная примерно с середины первого тыс. до н.э.) сделали их термином, обозначающим две противоположные стороны бытия. Инь и ян – олицетворение различных противоположных и сменяющих друг друга явлений: тьмы и света, луны и солнца, воды и огня, пассивности и активности, покоя и движения, женского и мужского начал и т.д. В «Ицзин» («Книге перемен») инь и ян приобретают характер космических сил, которые постоянно взаимодействуют и противоборствуют, благодаря чему возник, существует и изменяется материальный мир, человеческое общество и духовная жизнь. Дуализм ян и инь всеобъемлющ, но составляет не противоборство, а гармонию: достигнув предела, эти начала могут переходить одно в другое. Они стояли в центре учения иньянцзя – одной из десяти древнекитайских философских школ. Противостояние и сочетание инь и ян составляют обширную часть религии даосизма (VI–V вв. до н.э.), в которой соединение инь и ян образует единое мировое начало дао – путь. В Древней Греции дуализм впервые в полной мере проявляется в учении орфиков, которое возникло в VI в. до н.э. В орфической космогонии противопоставляются (хотя и происходят из единого начала) эфир-воздух и бездна-хаос. Этому учению свойствен последовательный онтологический и этический дуализм. По представлению орфиков, тело – гробница духа, а дух – божественное и бессмертное начало, которое должно быть освобождено из смертных оков. Дуализм орфического учения распространяется и на человеческую душу: в человеке соединены злое («титаническое») и божественное («дионисийское») начала. На воззрения орфиков очень рано стал оказывать влияние пифагорейский дуализм тела и души. По некоторым свидетельствам, дуализм и двоебожие (вера в благого Белобога и злого Чернобога) составляли основу дохристианских верований славян. На рубеже христианской эры и особенно в первые века н.э. некоторые тенденции дуализма проявились в иудаизме. В апокрифической литературе межзаветного периода можно найти представления о зле как о самостоятельной субстанции, о демонах (духах) – носителях зла. В иудейской экзегезе Библии проявляется дуализм, который можно было бы назвать историческим: несовершенный и злой «этот век (или мир)» противопоставляется совершенному и благому мессианскому «грядущему веку», который всё больше приобретает эсхатологические черты. Христианству как монотеистической религии чужд онтологический дуализм. Однако в различных христианских ересях с большей или меньшей остротой проявлялся дуализм горнего и дольнего миров, сонма небесных сил и полчища злых духов, сакрального и мирского, духовного и телесного, добродетели и греха. Вторичный дуализм особенно свойствен некоторым течениям раннего христианства, характеризовавшимся крайним аскетизмом, противопоставлением духа и плоти. Дуализм христианских ересей и сект нередко объясняют иранским и другими чужеродными влияниями, но его теоретическую основу в значительной степени составляет особое толкование библейских текстов.

 



 
PR-CY.ru