ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный) – представление о том, что основу мира и бытия составляют два независимых начала, часто противоположные друг другу: свет и тьма, добро и зло, духовное и материальное, мужское и женское и т.п. Эти два начала в разных учениях могут быть параллельнымии, находиться в противостоянии и борьбе (как в зороастрзме и христианских ересях), а могут взаимодействовать и взаимопроникать (мужское и женское начала в различных религиях, ян и инь в древнекитайской культуре). Термин «дуализм» был введён в 1700 г. Т. Хайдом для описания систем религиозных взглядов, в которых есть жёсткое противопоставление доброго (Бог) и злого (сатана) принципов, объявляемых несводимыми друг к другу, равносильными и совечными. В соответствии с таким подходом в богословии понятие «дуализм» может также быть связано с двоебожием. Это означает веру в двух одинаково могущественных богов с противоположными качествами, которые могут пребывать в гармонии друг с другом (битеизм) или в противостоянии и вечной борьбе (дитеизм). Дуализм в религиозных учениях имеет несколько видов: 1) онтологический – дуализм духовной и материальной субстанции; 2) этический – дуализм благого и злого начал; 3) психофизиологический – дуализм сознания и телесности в человеке; 4) дуализм души – вера в то, что люди (или другие живые существа) обладают двумя видами души. По характеру различают также: первичный (радикальный, строгий) дуализм – представление о том, что два начала независимы, равносильны и извечно существуют; вторичный дуализм, согласно которому эти две противоположности восходят к единому первоначалу. Дуализм впервые засвидетельствован в древневосточных религиях. Разные виды дуализма в той или иной степени присутствуют едва ли не во всех религиозных учениях, однако религий, построенных на первичном, строгом дуализме, немного. Прежде всего, это иранский зороастризм, в котором бытие и развитие мира основываются на борьбе двух одинаково вечных божественных начал, благого и злого. Благое начало олицетворяет бог, по-авестийски именуемый Ахура Мазда (среднеперсидский и фарси Ормазд) – Господь мудрый. Ему противостоит злое божество, авестийский Анхра-Майнью (среднеперсидский и фарси Ахриман, эллинизированный вариант – Ариман) – Злой дух. Каждого из двух богов окружает свой пантеон младших божеств (демонов). Радикальный дуализм зороастрийской религии носит особый характер. Он не состоит в противопоставлении материального духовному, как в позднейших дуалистических доктринах, но как бы делит надвое каждую из этих сфер бытия. В природе одни объекты сотворены Ахура Маздой, другие (например, вредные животные, яды) – Анхра-Майнью. В духовной области также различаются, с одной стороны, праведность и добрые помыслы, идущие от Ахура Мазды и его божеств, с другой – греховность и злые помыслы, внушённые Анхра-Майнью и его демонами. На этом основан этический дуализм зороастризма. В более позднее время возникла разновидность зороастрийской религии, тяготеющая к монизму, – зурванизм. Согласно зурванистской доктрине, Ормазд и Ахриман являются порождениями единого верховного божества по имени Зурван (Время). Это не исключает этического дуализма.

 



 
PR-CY.ru