ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА - Страница 3

Другим направлением в экзегезе стал подход, при котором обретённое знание толковалось как опыт сексуального порядка. Так, в комментарии, изданном У. Элуэллом и Ф. Камфортом, «вкушение плода» оценивается следующим образом: «Когда Адам и Ева вкусили плод, они осознали свою сексуальность… Печальным результатом вкушения плода дерева познания добра и зла стало то, что Адам и Ева утратили невинность и были отчуждены от Бога» (Большой библейский словарь. СПб., 2005 г.). Однако аргументация, высказанная сторонниками данного понимания, теряет убедительность хотя бы потому, что не учитывает, что деторождение утверждается благословением Божьим в самом начале человеческого бытия, ещё до вкушения от древа (Быт. 1:28). Многие западные библеисты конца XIX – XX вв., отвергавшие указанные подходы, стремились с учётом контекста повествования о древе познания добра и зла раскрыть его библейско-богословское содержание как ключ, дающий доступ к познанию тайн мироздания (Ю. Велльгаузен, П. Эмбер, Дж. А. Соджин и др.). В рамках такого подхода повествование в Быт. 2–3 понимается как этиологический рассказ, объясняющий извечные проблемы человеческого бытия, к которым относятся всеобщность смерти и господство греха в человеческом мире. Быт. 2–3 занимает одно из центральных мест в библейском повествовании, текст строго организован, все его детали взаимосвязаны. Шестоднев (Быт. 1) и Быт. 2 – это два параллельных текста о творении. Описание творения в Шестодневе предполагает первичный акт творения и последующее обустройство земли. Изначальное состояние земли описано как хаос («Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...» – Быт. 1:2), из которого последовательными творческими деяниями созидается мир. Окончательное творение совершенно, что засвидетельствовано оценкой, которую даёт ему Бог: «хорошо», «добротно» (Быт. 1:31). При этом описание хаотичного состояния земли в Быт. 1:2 не содержит негативных коннотаций – это лишь «строительный материал». В Ис. 45:7 Господь провозглашает Cебя одновременно и Созидателем света и мира, и Творцом тьмы и разрушения или зла; Он – Творец всего сущего. Повествование Быт. 2 предполагает схожий принцип построения, хотя и использует иные выразительные средства. Эдемский сад понимается как образ, символизирующий совершенство Божия творения, помещённое в центре сада древо познания добра и зла – как выражение принципов устройства мира, где «добро» символизирует его совершенную «обустроенность», а «зло» – то, что представляет угрозу, т.е. хаос, но в отличие от Шестоднева в значении разрушающей силы. При таком понимании древа познания добра и зла запрет вкушения его плодов призван оградить человека от реализации в неверном направлении заложенных в нём возможностей. Человек наделён Богом властными полномочиями над миром (Быт. 1:28) и обладает способностью созидания (определённые указания на это можно видеть в эпизоде наречения животных в Быт. 2:19–20). Вкушая «запретный плод», человек открыл доступ в мир разрушающей стихии хаоса, над которой он не властен. Последствия этого деяния оказались катастрофическими как для человека, так и для всего творения (Быт. 3:17–19).



 
PR-CY.ru