ДИКС Грегори

ДИКС Грегори, настоящее имя – Джордж Эглингтон Олстон (1901–1952 гг.) – английский литургист. Получил образование в Вестминстерской школе (1915–1920 гг.) и оксфордском Мертон-колледже (1920–1923 гг.), а также прослушал курс лекций в Уэльском богословском колледже (1923–1924 гг.). С 1924 по 1926 гг. Дикс Грегори читал лекции по современной истории в оксфордском Кибл-колледже. В 1927 г. ему было присвоено звание магистра гуманитарных наук, в 1949 г. – бакалавра и доктора богословия. В 1924 г. Дикс Грегори был посвящён в англиканского диакона, в 1925 г. – в священника. В 1926 г. Дикс Грегори поступил послушником в аббатство Першор, а в 1936 г. – в аббатство англиканских бенедиктинцев Нашдом, где в следующем году произнёс временные монашеские обеты, а в 1940 г. – торжественные. В 1946 г. Дикс Грегори был избран проповедником Кембриджского университета. С 1946 по 1952 гг. был надзирателем Совета Оксфордской епархии. С 1948 г. и до кончины – настоятель аббатства Нашдом. Дикс Грегори – автор нескольких работ в области литургики. Наибольшую известность получило его сочинение «The Shape of the Liturgy» («Форма литургии»), впервые изданное в 1945 г. В исследовании автор задаётся вопросом о происхождении и развитии богослужения евхаристии и пытается выяснить, какими были обряды евхаристии в апостольское время. Дикс Грегори выделяет семь действий, совершённых Христом над хлебом и вином на Тайной вечере: взятие хлеба; его благословение; преломление и раздаяние хлеба; взятие чаши; её благословение и раздаяние. Эти действия, как считал Дикс Грегори, в церковной практике упростились до четырёх действий (поскольку благословения хлеба и чаши объединились) и «составляют ядро евхаристического обряда», включающего приношение Даров, их освящение, преломление Святого Хлеба и причащение. Это ядро, согласно Диксу Грегори, и определяет структуру литургии, тогда как содержание молитв вторично по отношению к ней; евхаристия есть, в первую очередь, действие и лишь во вторую – определённые слова. Дикс Грегори также подчёркивал значение евхаристии как анамнесиса (воспоминания). Эти и другие его идеи оказали большое влияние на англиканскую литургическую науку и западное литургическое движение в целом и использовались в ходе реформ англиканского и католического богослужения во второй половине XX в.; в православном мире они получили известность благодаря работам протоиерея Александра Шмемана, активно развивавшего некоторые из идей Дикса Грегори (например, об особой роли приношения в литургии). В настоящее время историки богослужения, признавая значимость работ Дикса Грегори для истории развития литургики, тем не менее, отмечают их неактуальность и указывают на ряд ошибочных положений, на которых они основываются.

 
PR-CY.ru