ДАВИД АНАХТ - Страница 5

В «Определениях философии» Давид Анахт касается познавательной, эмоционально-этической и воспитательной роли музыки, его суждения в этой области оказали существенное влияние на дальнейшее развитие музыкально-теоретических и эстетических воззрений в средневековой Армении. Основываясь на мировоззрении Александрийской школы неоплатоников, он обращается к проблеме природы музыкального искусства, различая материальную и нематериальную сторону музыки. Придерживаясь распространённой в античном мире классификации, относит музыку (наряду с арифметикой, геометрией и астрономией) к математике, утверждает решающее значение категории количества в музыке, в которой высотные и временны́е отношения звуков сводятся к количественным отношениям, выражающимся в числах. Музыка, согласно Давиду Анахту, «образуется из прерывного количества, взятого во взаимосвязи». Следовательно, если отношения тонов сводятся к количественному показателю, то музыка по своей природе нематериальна. Материальную же сторону музыки составляют музыкальные инструменты. В сочинениях Давида Анахта нашли отражение широко известные в Античности и раннем Средневековье учения о звуке и остове гармонии. По его мнению, звук есть сотрясение воздуха, которое воздействует на органы слуха. Он подразделяет звуки на членораздельные, свойственные человеку, и нечленораздельные, свойственные животным и неодушевлённым предметам. Таким образом, опираясь на аналогичные идеи Платона, Аристотеля и Зенона Китийского, Давид Анахт классифицирует звуки по степени их совершенства и осмысленности. В «Определениях философии», обращаясь к так называемому Орфееву строю, т.е. остову гармонии, Давид Анахт приводит древнеармянские названия четырёх членов остова: «кисаболор» и «еркпатик» – верхнеквинтового и верхнеоктавного тонов соответственно, «макерак» (букв. – шесть) и «маккарак» (букв. – восемь) – первого (нижнего) и второго (верхнеквартового) тонов. Два последних термина указывают на числовые соответствия. Очевидно, что, рассуждая о членах остова гармонии, Давид Анахт не только исходит из умозрительных представлений в духе неопифагорейцев, но и учитывает особенности диатонического звукоряда армянской монодической музыки. Рассуждая об эмоциональном воздействии музыки, т.е. о музыкальном этосе, Давид Анахт пишет: «Следует знать, что музыка обладает большой силой воздействия, ибо повергает душу в различные состояния и придаёт ей настроение, как об этом свидетельствуют лирические песни и элегии, которые соответственно настраивают душу». В качестве наглядного примера он приводит известную легенду об Александре Македонском, внезапно вооружившемся во время пиршества, как только музыкант заиграл военную музыку, и разоружившемся и вернувшемся к пирующим, когда услышал увеселительную песнь. По преданию, Давиду Анахту приписывается также сочинение ряда духовных песнопений и светских песен.



 
PR-CY.ru